Для того, чтобы обосновать сокращение санитарно-защитной зоны необходимо провести расчет шума от проектируемого насосного оборудования. Кроме этого, необходимо подтвердить отсутствие превышения ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Так как объект проектируемый, можно воспользоваться протоколами исследования качества атмосферного воздуха от подобных установленных ЛОС на существующих объектах, либо запросить у завода-изготовителя гарантийное письмо об отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам расчета шумового воздействия СЗЗ устанавливается по границе ЛОС в том случае, если превышения ПДУ отсутствуют.
- МООС это
- Нормативные документы, на основании которых разрабатывается:
- В каких случаях разрабатывается перечень мероприятий по ООС
- Кто и как разрабатывает МООС
- Состав МООС
- Какие документы необходимы для разработки раздела МООС
- Факторы, влияющие на сложность выполнения
- Согласующие (утверждающие) органы
- Типовые замечания экспертизы
- Стоимость раздела
- Срок выполнения раздела
МООС это:
- 8 раздел проектной документации для объектов производственного и непроизводственного назначения;
- 6 раздел проектной документации для объектов линейного назначения
Нормативные документы, на основании которых разрабатывается МООС
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (пп. 8, п. 12, ст. 48; п. 13, ст. 48; ст. 49; ст. 54);
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1, ст. 34, п. 1 ст. 37 гл. VII);
- Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 7.1, ст. 11 и п. 4.1, ст. 12, гл. III);
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74);
- Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
В каких случаях разрабатывается перечень мероприятий по ООС
Обязателен к разработке в составе проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ
Конечной целью разработки раздела МООС является получение локального положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Экологическая экспертиза ПМООС направлена на проверку соответствия проектной документации, отражающей запланированную хозяйственную и экономическую деятельность и соответствующей стандартам и нормам в области охраны окружающей среды.
Кто и как разрабатывает МООС
Порядок разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утвержден приказом Минприроды России от 17.12.2018 No 667. Дополнительно необходимые требования есть в Федеральном законе от 10.01.2002 No 7-ФЗ.
Оформлением проекта мероприятий ООС должны заниматься только квалифицированные специалисты, так как в дальнейшем необходимо будет пройти этап согласования документов с представителями служб государственной или негосударственной экспертизы.
Состав МООС
- Содержание раздела
- Состав проектной документации (при необходимости)
- Введение
- Краткая характеристика намеченной деятельности
- Характеристика физико-географических и климатических условий района расположения объекта. Состояние окружающей среды
- Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, в том числе результаты расчетов уровня шумового воздействия на территорию, непосредственно прилегающую к жилой застройке
- Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объекта капитального строительства
- Перечень и расчёт затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат
- Нормативно-правовая база
- Приложения
Какие документы необходимы для разработки раздела ПМООС
1. Разделы и подразделы проектной документации:- схема планировочной организации земельного участка;
- проект организации строительства;
- технологические решения;
- отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;
- система водоснабжения;
- система водоотведения.
3. Данные о фоново-климатических характеристиках, отсутствии особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.
Факторы, влияющие на сложность выполнения
Тип намечаемой хозяйственной деятельности, наличие особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия
Согласующие (утверждающие) органы
- Государственная или негосударственная экспертиза проектной и изыскательской документации
- Росприроднадзор (при необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в ст. 11, гл. III Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
- Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (при необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в ст. 12, гл. III Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Типовые замечания экспертизы
Среди основных недостатков раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» можно выделить следующие:
- несоответствие технических решений, заложенных в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды», результатам инженерно-экологических изысканий;
- несоответствие содержания раздела «ПМероприятия по охране окружающей среды» и описанных технических решений другим разделам проектной документации;
- наличие в проектной документации технологических решений, противоречащих законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
- отсутствие результатов оценки воздействия на компоненты окружающей среды при строительстве или эксплуатации объекта;
- некорректно выполненные расчёты по определению мощностей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; расчеты по недействующим методикам; некорректно выполненные расчёты рассеивания: неверно заданные параметры источников, неучтённый фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, выполнение расчетов без учета выбросов существующих, ранее запроектированных источников и т.п. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция по подтасовке результатов расчетов рассеивания с целью получения необходимых результатов (соблюдение гигиенических критериев качества атмосферного воздуха на нормируемой территории) при любых исходных данных;
- отсутствие данных по водопотреблению и водоотведению при выполнении строительных работ;
- не предоставление данных о качественном и количественном составе всех видов сточных вод, в том числе поверхностных;
- отсутствие проектных решений по очистке сточных вод (особенно для объектов горнопромышленного комплекса);
- отсутствие подтверждения эффективности предлагаемых к установке очистных сооружений данными изготовителя оборудования или результатами лабораторных исследований;
- отсутствие мероприятий по недопущению загрязнения поверхностных сточных вод при размещении объектов в границах водоохранных зон;
- сброс сточных вод в границах водоохранных зон, зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения или в нерестовые зоны;
- отсутствие проектных решений по рекультивации временно занимаемых на период строительства земельных участков; отсутствие подтверждения мощности снимаемого ПСП и ППС результатами инженерно-экологических изысканий; не предоставление ТУ от землепользователей и собственников земельных участков, а также согласования проектных решений по рекультивации нарушенных территорий;
- отсутствие решений по обращению с отходами и сведений по отходам, образующимся в процессе эксплуатации проектируемого объекта; перечень отходов является неполным и не учитывает технологические процессы при строительстве и эксплуатации;
- отсутствие сведений о местах конечного размещения образующихся отходов; нередко проектной документацией предусматривается размещение отходов на объектах, не включённых в ГРОРО или расположенных в границах населенных пунктов;
- для объектов размещения и/или обезвреживания отходов, входящих в состав проектируемых объектов, для проектов рекультивации объектов размещения отходов, отсутствие заключения государственной экологической экспертизы;
- не предоставление разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых либо справки об отсутствии полезных ископаемых;
- отсутствие мероприятий по охране объектов растительного и животного мира, либо их декларативность;
- отсутствие мероприятий по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;
- отсутствие расчёта ущерба водным биоресурсам или несоответствие выполненного расчёта ущерба проектным решениям;
- не представление согласования Федерального агентства по рыболовству по проектной документации в части воздействия на водные биологические ресурсы;
- отсутствие программы производственного экологического мониторинга, либо ее декларативность;
- не предоставление перечня и расчёта затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;
- несоответствие графического материала требованиям п.25 и п.40 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87;
- непредоставление заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, указанную в пп.7, 7.1-7.4 статьи 11 и п.4.1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Чаще всего такие ситуации связаны с недоработками в результатах инженерно-экологических изысканий, например, отсутствуют сведения о размещении проектируемого объекта относительно ООПТ, Байкальской природной территории.
Стоимость раздела
Пример объекта |
Вид работ |
Стоимость, руб. |
Примечание |
---|---|---|---|
Технологическая установка опасного производственного объекта, эстакада налива ЛВЖ и др. |
МООС |
от 110000 |
Итоговая стоимость зависит от месторасположения и масштаба объекта, технологической сложности и количества источников влияния на окружающую среду |
Производственное предприятие, горно-обогатительный комбинат и др. |
МООС |
от 110000 |
|
Складские объекты (в т.ч. ОПО) или общезаводского хозяйства (насосные, трансформаторные, операторские и др.) |
МООС |
от 85 000 |
|
Жилой комплекс (несколько многоэтажных жилых домов) |
МООС |
от 35 000 |
|
Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), Среднее образовательное учреждение (СОУ) |
МООС |
от 30 000 |
|
Лечебное учреждение (больница, поликлиника, санаторий и др.) |
МООС |
от 40 000 |
|
Административное здание, бизнес центр или офисное здание |
МООС |
от 45 000 |
Срок выполнения раздела
Срок выполнения раздела «Мероприятия по охране окружающей среды» (МООС) зависит от месторасположения и масштаба объекта, технологической сложности и количества источников влияния на окружающую среду. Базовый срок разработки раздела МООС от 10 рабочих дней.
При особой срочности и важности проекта возможна выдача предварительных расчётов или «предварительного» раздела МООС уже через 3 рабочих дня.