Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)

Автоматический отчет о состоянии проекта

Пример еженедельного отчета по проекту

В ООО "ЦентрПроектЗащита" разработана и внедряется система автоматической отчетности о состоянии проектных работ. 

Отчеты формируются автоматически и будут направляться еженедельно по всем активным проектам и ежемесячно по всем приостановленным.

Подробнее...


Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)

Структура и разработка СМИС


  

Создание СМИС


Создание Структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений  (СМИС) осуществляется в соответствии с требованиями документов по стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, автоматизированных систем и требований к СМИС [см. нормативные документы].

СМИС подлежит оснащению для следующих категорий объектов:


Особо опасные и технически сложные объекты:  

  • объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
  • гидротехнические сооружения первого и второго классов, установленные в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
  • сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
  • линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
  • объекты космической инфраструктуры;
  • объекты авиационной инфраструктуры;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • метрополитены;
  • морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;
  • тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.
Опасные производственные объекты:

Подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
  • опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются,хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
  • опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
  • опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Уникальные объекты:

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
  • высота более чем 100 метров;
  • пролеты более чем 100 метров;
  • наличие консоли более чем 20 метров;
  • заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Объекты с максимальным расчетным пребыванием людей 500 чел. и более:
  • зрелищные;
  • спортивные;
  • многофункциональные офисные и торгово-развлекательные комплексы;
  • объекты здравоохранения;
  • гостиницы.
Объекты жизнеобеспечения:

Разрушение (повреждение) которых, может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению, повреждению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод), и, как следствие, к ЧС:
  • технологические и инженерные установки;
  • склады;
  • хранилища;
  • гидротехнические и инженерные защитные сооружения;
  • коммуникации.

Порядок разработки СМИС



Подсистемы СМИС

Входящие в состав СМИС подсистемы  (ССП, СМИК, СУКС) определяются отдельно для каждого объекта, согласно специфики, его назначению, функциональным, архитектурным и конструктивным особенностям и приводятся в технических заданиях на проектирование СМИС или СТУ  (при необходимости), разрабатываемых по заданию застройщика  (заказчика).

Наши специалисты  (все сотрудники отдела АСУ ТП прошли специальное обучение по разработке подраздела СМИС) помогут квалифицированно определить и оценить необходимый минимум включаемых в СМИС подсистем  (ССП, СМИК, СУКС), а также состав комплекса средств автоматизации СМИС, достаточных для прохождения экспертизы и минимизировать затраты при реализации СМИС на объектах.

Проектная документация СМИС оформляется отдельной частью  «СМИС» в составе подраздела  «ПМ ГОЧС», входящего в раздел 12  (иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами) состава проектной документации. В целях реализации технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации по СМИС, нашими специалистами разрабатывается рабочая документация, а также осуществляется методическое сопровождение разработанной документации в экспертных и согласующих органах до получения положительного заключения экспертизы на проект в целом.

Срок выполнения подраздела  «СМИС» при предоставлении от заказчика необходимой информации, а также в зависимости от уровня сложности конкретного объекта, составляет не более 120 часов рабочего времени.

ООО  «ЦентрПроектЗащита» обладает всеми необходимыми разрешительными документами на разработку подраздела СМИС  (проектная и рабочая документация), а наши специалисты имеют дипломы и удостоверения, дающие право на выполнение этих работ.

Для более подробной консультации на все интересующие Вас вопросы по разработке подраздела СМИС, а также для определения стоимости работ, состава подсистем, входящих в СМИС, этапах выполнения работ, Вы можете позвонить по номеру телефона, указанному на сайте.

 

Основные вопросы при проектировании СМИС

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ  «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794  «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304  «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87  «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  • ГОСТ Р 21.1101–2013  «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
  • ГОСТ Р 22.0.03–97/ГОСТ Р 22.0.03–95  «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
  • ГОСТ 22.0.05–97/ГОСТ Р 22.0.05–94  «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
  • ГОСТ 22.1.02–97/ГОСТ Р 22.1.02–95  «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения».
  • ГОСТ Р 22.1.12–2005  «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».
  • ГОСТ Р 22.1.13–2013  «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации».
  • Государственные стандарты серии 34  (ГОСТ 34)  «Информационная технология».
  • СНиП 3.05.07-85  «Системы автоматизации».
  • РД 50-34.698-90  «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».
  • РД 50-680-88  «Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения».
  • Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  (Протокол от 19.02.2003 № 9).
  • Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. М., 2008.
  • Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений. – М., 2003.
  • Технические требования к программно-техническим комплексам структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений  (СМИС) объектов, сопрягаемым с органами повседневного управления РСЧС  (муниципального и территориального уровней), утвержденные МЧС России в 2011 г.

При проектировании также используются другие специфические, отраслевые документы, СТО, ТУ, технические требования, требования заказчика.

Возможны варианты:

  • Оптимизировать состав элементов СМИС, с точки зрения их обоснованности, при проектировании того или иного объекта.

  • Использовать проверенные временем принципы и архитектуры построения системы, проектных решений.

  • Формализовать процедуры согласования, утверждения и механизмы сопровождения проекта.

  • Снизить внутренние издержки проектной организации за счет автоматизации и применения современных подходов к организации внутренних бизнес-процессов.

Техническое задание на проектирование СМИС разрабатывается на основании ГОСТ 34.602–89, ГОСТ Р 22.1.12–2005,
ГОСТ 22.1.13–2013. Согласовывается с проектной организацией и утверждается застройщиком (заказчиком). Необходимость согласования ТЗ на СМИС, в части организации взаимодействия и подключения СМИС к органам повседневного управления РСЧС, с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, а в случаях, предусмотренных законодательством – территориальным органом МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, определяется совместно с заказчиком системы и разработчиком ТЗ на СМИС.

Прежде всего удобнее работать с организацией, которая обладает достаточным опытом в разработке подобных систем, высококвалифицированными специалистами и ответственно подходит к процессу проектирования. Вместе с этим проектные организации, не привязанные к конкретному региону Российской Федерации, как правило, могут обладать более солидным опытом работы и предложить более выгодные коммерческие предложения на проектные работы без потери качества документации и технических решений.

Да, оснащение СМИС производится именно в составе той проектной документации и в том объеме, который предусматривает данная документация. Невозможно охватить огромный объем, допустим на весь НПЗ, поэтому оснащение СМИС и происходит в несколько стадий по мере проведения реконструкций и новых строительств, что и регламентировано п. 4.10 ГОСТ Р 22.1.12-2005. Весь объект может быть крупным, распределенным, в свою очередь блок (установка) на объекте может представлять собой «объект внутри объекта», поэтому в таких случаях разрабатывается СМИС блока (установки). Если в объем проектирования входит один объект (блок, установка), то и СМИС разрабатывается для этого объекта (блока, установки). И таких примеров в опыте проектирования СМИС множество.

Объем проектирования СМИС определяется заданием на проектирование объекта, СТУ на создание и эксплуатацию СМИС и ТЗ на проектирование СМИС. Для последующих объектов реконструкции или нового строительства (согласно п. 4.10 ГОСТ Р 22.1.12-2005), возможна интеграция нижнего уровня СМИС в ранее разработанный проект СМИС верхнего уровня в границах одного предприятия. Объем проектирования СМИС (в том числе решение о разработке СМИС на весь объект или только на блок/установку) уточняется в СТУ, ТЗ и в процессе разработки этих документов и их согласования с соответствующими организациями.

Издержки на монтажные работы СМИС не превышают аналогичные издержки для АСУ ТП, а зачастую значительно ниже. Для снижения издержек на монтажные работы СМИС при разработке проектной и рабочей документации используются проверенные временем архитектура построения системы, принципы размещения оборудования и прокладки кабелей, качественное оборудование, изделия и материалы. Также существует возможность выбора стоимости аппаратной части системы от среднего до высокого класса без потери необходимого качества, надежности и производительности системы.

CМИС сопрягается с автоматизированными системами объекта, от которых существует возможность получить на верхнем уровне информацию о состоянии технологических и инженерных систем объекта.


Исходя из опыта разработки можно четко выразить один постулат – специалисты ОПУ РСЧС не могут и не обязаны разбираться во всех тонкостях контролируемых параметров и об изменениях значений этих параметров для каждого объекта, ввиду чего необходимо и достаточно передавать только обобщенные сигналы об авариях, пожарах и террористических проявлениях по объектам контроля.

Для организации передачи сигналов необходимо получить технические условия на организацию канала связи с требуемыми характеристиками от поставщика услуг связи (провайдера) для последующей их реализации на этапе постпроектных работ.

Да, необходимо. СМИС разрабатывается в рамках проекта на определенный объект, который не включает в себя работы по установке соответствующего «ПТК СМИС/СМИК» в ОПУ РСЧС. Экспертные органы в любом случае вынесут замечание на отсутствие СМИС, невзирая на оснащенность ОПУ РСЧС «ПТК СМИС/СМИК».
В таком случае в реализуемых проектах СМИС предусматривается:

  • до момента оснащения ОПУ РСЧС специализированным «ПТК СМИС/СМИК» будет производиться отправка сообщения на электронную почту ОПУ РСЧС посредством программного комплекса сервера СМИС и дублирование данной информации по телефонной связи или же SMS-сообщений, чем и подтверждается данный факт письмами, выдаваемые органами повседневного управления РСЧС при запросе у них ТУ СМИС;

  • после оснащения ОПУ РСЧС специализированным «ПТК СМИС/СМИК», согласно приказу МЧС России от 05.05.2012 № 257 и техническим требованиям к программно-техническим комплексам СМИС объектов, сопрягаемых с органами повседневного управления РСЧС (муниципального и территориального уровней), утвержденных МЧС России в 2011, взаимодействие СМИС с ОПУ РСЧС будет осуществляться в соответствии с техническими условиями на подключение СМИС к ОПУ РСЧС, выдаваемые согласно приложению Д к ГОСТ Р 22.1.13-2013 (тогда же и реализуется канал связи в автоматическом режиме согласно ГОСТ Р 22.1.12-2005).

Сложность работы определяется многими факторами, например:

  • количеством объектов контроля;

  • количеством подсистем, входящих в СМИС;

  • удаленностью объекта от органа повседневного управления РСЧС и, как следствие, сложностью организации канала связи с требуемыми характеристиками;

  • необходимостью использования нескольких провайдеров для передачи сообщений в органы повседневного управления РСЧС;

  • оснащенностью объекта автоматизированными системами, с которыми возможно сопряжение;

  • наличием мест, отвечающих требованиям для размещения оборудования СМИС;

  • необходимостью использования оборудования во взрывозащищенном исполнении, искробезопасных цепей и др.;

  • расположением объекта в сейсмоопасной зоне;

  • применением нестандартных технических решений, подбора нового оборудования под требования заказчика;

  • параллельным проектированием с основной группой разработчиков смежных разделов;

  • необходимостью интегрирования в существующую систему СМИС, проектируемую ранее на оснащаемый объект;

  • необходимостью контроля ряда параметров: углов наклона, внутренних напряжений, деформаций, собственных колебаний, смещение поверхности грунтов, вызванное оползнем и т. д. (в случае разработки СМИК);

  • необходимостью разработки большого числа строительных заданий на закладку и монтаж оборудования полевого уровня СМИК;

  • и т. д.

АСУ ТП – это автоматизированная система управления технологическими процессами. Из самого названия уже становится понятно что она не способна контролировать функционирование объекта целиком. Кроме того, при создании АСУ ТП никак не регламентирован порядок взаимодействия с органом повседневного управления РСЧС. 

Использование АСУ ТП вместо СМИС – это отступление от ГОСТ Р 22.1.12-2005. Так, например, любая АСУ ТП не подконтрольна органам повседневного управления РСЧС, непрозрачна для населения и пользователей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющих контроль и надзор за обеспечением безопасности. АСУ ТП объекта технологически подконтрольна только эксплуатирующей организации объекта, в нее всегда могут быть внесены изменения, допускающие сокрытие информации об инцидентах и авариях в интересах собственника объекта. 

Ведение эксплуатирующей организацией посредством АСУ ТП постоянного мониторинга процесса с передачей сигнала о превышении критических параметров в пункт управления объектом, с учетом статистики масштабных катастроф, не является гарантией устойчивости функционирования системы процессов работы и предупреждения ЧС в условиях нарастания действия дестабилизирующих факторов и ограниченности ресурсов. 

В настоящее время объективный, автоматический (независимо от «человеческого фактора») доступный пользователям контроль техногенной сферы и безопасности соответствующих процессов в интересах населения и территорий, – это единственно возможный способ своевременного предупреждения ЧС, четкого разделения ответственности между государством, субъектом Российской Федерации, муниципальной властью и собственниками объектов за причиненный ущерб объектам контроля. При разработке СМИС наши специалисты следят за тем, чтобы исключить дублирование аппаратных средств, по возможности получая необходимую информацию от АСУ ТП в одностороннем порядке, исключив внешнее вмешательство в нее со стороны СМИС.



Почему выбирают нас

Оптимизация количества и исключение дублирования сигналов
Существенное снижение издержек на стоимость оборудования, СМР и ПНР
Разработка и согласование СТУ, регламента ДДС
Интеграция СМИС с программными комплексами других производителей

Галерея


Документы


Выполненные проекты


Отзывы клиентов

ООО "НМТ" выражает Вам свою признательность за высокопрофессиональную деятельность специалистов Вашей компании.

ООО "ЦентрПроектЗащита" в соответствии с заключенным договором выполняло работы по разработке подраздела "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС) и "Специальных технических условий" (СТУ) на создание СМИС.

В процессе работы специалисты ООО "ЦентрПроектЗащита" продемонстрировали высокие профессиональные качества и способность решать различные трудности, возникающие в процессе работы. Сочетание этих качеств позволило выполнить работы качественно и в кратчайшие сроки.
ООО "Новороссийсский мазутный терминал"
М.Г. Москатов, главный инженер
ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве" благодарит Вас за направленное в наш адрес техническое пособие.

Мы признательны за оказанную помощь, также надеемся на дальнейшее взаимное сотрудничество при проектировании и создании "Структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений".
ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по г. Москве"
Н.П. Чесноков, Врио начальника
При исполнении взятых на себя обязательств ООО "ЦентрПроектЗащита" обеспечило своевременную разработку проектной документации с сопровождением в ФАУ "Главгосэкспертиза России" до получения положительного заключения.

Отмечаем профессионализм специалистов ООО "ЦентрПроектЗащита", высокий уровень технической подготовки и умение оперативно решать возникающие проблемы.
За время совместной деятельности ООО "ЦентрПроектЗащита" зарекомендовало себя как надежный и добросовестный партнер, выполняющий все договорные обязательства на высоком организационном и техническом уровне.
ОАО "ИркутскНИИхиммаш"
А.М. Кузнецов, генеральный директор
Благодарим Вас за выполненные работы по разработке  раздела проектной документации "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС) для объекта "Обустройство Ярегского нефтяного месторождения в границах лицензионного участка ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" (вторая очередь строительства. Ускоренный вариант). Внеплощадочные сети и коммуникации".

Работы выполнены в установленные сроки и на высоком качественном уровне. Выезд квалифицированных специалистов в нашу организацию позволил оперативно решить организационные и технические задачи в сжатые сроки.
Филиал ООО "ЛУКОЙЛ-Инжиниринг" "ПечорНИПИнефть" в г. Ухте
С.И. Костыркина, главный инженер
Благодарим Вас за выполненные работы по разработке  раздела проектной документации "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС) для объектов: "Комплекс установки производства водорода на ОАО "СНПЗ", "Комплекс установки производства элементарной серы на ОАО "СНПЗ", "Комплекс объектов ОЗХ на ОАО "СНПЗ".

Следует отметить качество и сроки выполнения данных работ в рамках календарного плана. Документация выполнена в соответствии с ГОСТ Р22.1.12-2005. Специалисты ООО "ЦентрПроектЗащита" показали себя с положительной стороны и претензий по работе со стороны государственной экспертизы не было.

В процессе выполнения работ ООО "ЦентрПроектЗащита" зарекомендовало себя как грамотный и высококвалифицированный партнер.

ОАО "Самаранефтехимпроект"
Л.А. Копасева, генеральный директор
ООО "ТехАрс" выражает благодарность ООО "ЦентрПроектЗащита" за добросовестное выполнение договорных обязательств по разработке подраздела "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС)  в составе проектной документации по объекту ЗАО ПК "ДИТЭКО" "Комбинированная установка глубокой переработки нефти КУ-1. Первый пусковой комплекс. Этап 1".

Подтверждаем, что специалисты ООО "ЦентрПроектЗащита" выполняют проектную документацию на высоком уровне и обеспечивают оперативное взаимодействие на всех этапах, в том числе при сопровождении подраздела СМИС в ФАУ "Главгосэкспертиза".

Рекомендуем компанию ООО "ЦентрПроектЗащита" как надежного и добросовестного партнера в области разработки специальных разделов проектной документации.

ООО ТехАрс Размер: 1 Мб
ООО "ТехАрс"
Р.А. Насыров, генеральный директор
Выражаем благодарность ООО "ЦентрПроектЗащита" за разработку по объекту "Реконструкция аэродрома Аян (Мунук), Хабаровский край" специальных разделов проектной документации: "Перечень мероприятий по гражданское обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ПМ ГОЧС), "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС), "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности" (АТЗ).

Положительно отмечаем работу специалистов ООО "ЦентрПроектЗащита" по взаимодействию с экспертами и защите проектных решений. По итогам работы по данному проекту получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России".
ОАО "Дальаэропроект"_Мунук
С.И. Кривенький, Врио генерального директора
Благодарим коллектив ООО "ЦентрПроектЗащита" за профессиональную разработку по объекту "Реконструкция аэропорта Пахачи, Камчатский край" специальных разделов проектной документации: "Перечень мероприятий по гражданское обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ПМ ГОЧС), "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС), "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности" (АТЗ).

Рекомендуем ООО "ЦентрПроектЗащита" как ответственного подрядчика по разработке и сопровождению специальных разделов проектной документации для объектов инфраструктуры аэропортов.
ОАО "Дальаэропроект"_Пахачи
С.И. Кривенький, Врио генерального директора
По результатам завершения проекта "Строительство аэровокзального комплекса международных и внутренних воздушных линий Международного аэропорта Волгоград. 2-ая очередь строительства", расположенного по адрес: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, шоссе Авиаторов, 161, получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России".

Благодарим коллектив ООО "ЦентрПроектЗащита" за качественную и быструю разработку подразделов "Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений" (СМИС) и "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности" (АТЗ).
ООО Спектрум-Холдинг Размер: 196.2 Кб
ООО "Спектрум-Холдинг"
В.Ф. Иванов, генеральный директор