Для того, чтобы обосновать сокращение санитарно-защитной зоны необходимо провести расчет шума от проектируемого насосного оборудования. Кроме этого, необходимо подтвердить отсутствие превышения ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Так как объект проектируемый, можно воспользоваться протоколами исследования качества атмосферного воздуха от подобных установленных ЛОС на существующих объектах, либо запросить у завода-изготовителя гарантийное письмо об отсутствии выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам расчета шумового воздействия СЗЗ устанавливается по границе ЛОС в том случае, если превышения ПДУ отсутствуют.
В соответствии с требованиями санитарного законодательства все промышленные объекты и большая часть организаций непроизводственного сектора обязаны:
- если проект СЗЗ ранее не разрабатывался - до 1 октября 2021 г. разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и подать указанные материалы в Роспотребнадзор или же документально обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ;
- если проект СЗЗ ранее был разработан и получено решение об установлении СЗЗ - до 1 января 2025 г. подать документы для внесения информации о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Нормативные документы, на основании которых разрабатывается
- Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 13, ст. 26);
- Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изм. 1-4).
В каких случаях разрабатывается
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Проект не разрабатывается для:
- предприятий четвёртого-пятого классов опасности, если для них определён СанПиН и соблюдён ориентировочный размер зоны защиты, и он не проходит через жилые зоны и иные защищаемые СанПиН объекты;
- микропредприятий малого бизнеса с числом сотрудников не более пятнадцати человек (потребуется уведомить гос. орган о соблюдении санитарных норм, если такое предприятие расположено на границе жилого квартала);
- предприятий пятого класса, являющимся объектами малого бизнеса;
- функционирующих объектов четвёртого или пятого класса опасности, если идущие от них загрязнения не превышают 0,1 ПДУ/ПДК.
Структура
Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:
- химическое воздействие на атмосферный воздух;
- физическое воздействие (шум, ЭМИ);
- биологическое воздействие.
Исходные данные
Характеристики источников загрязнения атмосферного воздуха, источников шума, электромагнитного излучения
Факторы, влияющие на сложность выполнения
Категория предприятия по воздействию на окружающую среду.
Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации (как уже ранее упоминалось, класс опасности определяется в соответствии с классификатором СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) за исключением ряда случаев требуется проведение специальной работы - оценки риска для здоровья населения.
Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
- животноводческие и птицеводческие предприятия;
- расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ;
- кладбища.
Разработать «Оценку риска для здоровья населения» ООО «ЦентрПроектЗащита», ввиду отсутствия необходимой аккредитации, не может. Однако в России не так много организаций, которые занимаются данным видом работ, поэтому найти суббподрядчика не составит труда
Согласующие (утверждающие) органы
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной орган, аккредитованный на проведение санитарной экспертизы);
- Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации);
- Управление Росреестра по субъекту РФ. После получения Решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет в Росреестр материалы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.
Замечания (сложности)
Санитарно-защитная зона может включать в себя запрещенные объекты - например, поля для выращивания пищевых культур или садоводческие участки. Обычно эти участки выявляются на стадии санитарной экспертизы. В соответствии с п. 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, в течение 2 лет необходимо привести вид использования попавших в СЗЗ участков в соответствие с режимом СЗЗ
Срок действия
Бессрочно при неизменности технологического процесса, границ территории осуществления деятельности и объемов производства