ПМООС это:
Перечень мероприятий по охране окружающей среды (МООС) - 8 раздел проектной документации для объектов производственного и непроизводственного назначения
Нормативные документы, на основании которых разрабатывается
- Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (пп. 8, п. 12, ст. 48; п. 13, ст. 48; ст. 49; ст. 54);
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1, ст. 34, п. 1 ст. 37 гл. VII);
- Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (п. 7.1, ст. 11 и п. 4.1, ст. 12, гл. III);
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74);
- Приказ Минприроды России от 06.06.2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»
В каких случаях разрабатывается
Обязателен к разработке в составе проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ
Структура
- Содержание тома
-
Состав проектной документации (при необходимости)
-
Введение
-
Краткая характеристика намеченной деятельности
-
Характеристика физико-географических и климатических условий района расположения объекта. Состояние окружающей среды
-
Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, в том числе результаты расчетов уровня шумового воздействия на территорию, непосредственно прилегающую к жилой застройке
-
Перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объекта капитального строительства
-
Перечень и расчёт затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат
-
Нормативно-правовая база
- Приложения
Исходные данные
1. Разделы и подразделы проектной документации:
- схема планировочной организации земельного участка;
- проект организации строительства;
- технологические решения;
- отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;
- система водоснабжения;
- система водоотведения.
2. Результаты инженерно-экологических изысканий.
3. Данные о фоново-климатических характеристиках, отсутствии особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия.
Факторы, влияющие на сложность выполнения
Тип намечаемой хозяйственной деятельности, наличие особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия
Согласующие (утверждающие) органы
- Государственная или негосударственная экспертиза проектной и изыскательской документации
- Росприроднадзор (при необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в ст. 11, гл. III Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
- Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (при необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случаях, указанных в ст. 12, гл. III Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»)
Замечания (сложности)
Среди основных недостатков раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» можно выделить следующие:
- не соответствие технических решений, заложенных в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды», результатам инженерно-экологических изысканий;
-
несоответствие содержания раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и описанных технических решений другим разделам проектной документации;
-
наличие в проектной документации технологических решений, противоречащих законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
-
отсутствие результатов оценки воздействия на компоненты окружающей среды при строительстве или эксплуатации объекта;
-
некорректно выполненные расчёты по определению мощностей выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; расчеты по недействующим методикам; некорректно выполненные расчёты рассеивания: неверно заданные параметры источников, не учтённый фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, выполнение расчетов без учета выбросов существующих, ранее запроектированных источников и т.п. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция по подтасовке результатов расчетов рассеивания с целью получения необходимых результатов (соблюдение гигиенических критериев качества атмосферного воздуха на нормируемой территории) при любых исходных данных;
-
отсутствие данных по водопотреблению и водоотведению при выполнении строительных работ;
-
не предоставление данных о качественном и количественном составе всех видов сточных вод, в том числе поверхностных;
-
отсутствие проектных решений по очистке сточных вод (особенно для объектов горнопромышленного комплекса);
-
отсутствие подтверждения эффективности предлагаемых к установке очистных сооружений данными изготовителя оборудования или результатами лабораторных исследований;
-
отсутствие мероприятий по недопущению загрязнения поверхностных сточных вод при размещении объектов в границах водоохранных зон;
-
сброс сточных вод в границах водоохранных зон, зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения или в нерестовые зоны;
-
отсутствие проектных решений по рекультивации временно занимаемых на период строительства земельных участков; отсутствие подтверждения мощности снимаемого ПСП и ППС результатами инженерно-экологических изысканий; не предоставление ТУ от землепользователей и собственников земельных участков, а также согласования проектных решений по рекультивации нарушенных территорий;
-
отсутствие решений по обращению с отходами и сведений по отходам, образующимся в процессе эксплуатации проектируемого объекта; перечень отходов является не полным и не учитывает технологические процессы при строительстве и эксплуатации;
-
отсутствие сведений о местах конечного размещения образующихся отходов; нередко проектной документацией предусматривается размещение отходов на объектах, не включённых в ГРОРО или расположенных в границах населенных пунктов;
-
для объектов размещения и/или обезвреживания отходов, входящих в состав проектируемых объектов, для проектов рекультивации объектов размещения отходов, отсутствие заключения государственной экологической экспертизы;
-
не предоставление разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых либо справки об отсутствии полезных ископаемых;
-
отсутствие мероприятий по охране объектов растительного и животного мира, либо их декларативность;
-
отсутствие мероприятий по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций на объекте капитального строительства и последствий их воздействия на экосистему региона;
-
отсутствие расчёта ущерба водным биоресурсам или несоответствие выполненного расчёта ущерба проектным решениям;
-
не представление согласования Федерального агентства по рыболовству по проектной документации в части воздействия на водные биологические ресурсы;
-
отсутствие программы производственного экологического мониторинга, либо ее декларативность;
-
не предоставление перечня и расчёта затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;
-
несоответствие графического материала требованиям п.25 и п.40 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87;
-
не предоставление заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, указанную в пп.7, 7.1-7.4 статьи 11 и п.4.1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Чаще всего такие ситуации связаны с недоработками в результатах инженерно-экологических изысканий, например, отсутствуют сведения о размещении проектируемого объекта относительно ООПТ, Байкальской природной территории.