Специфика определения санитарно-защитной зоны промышленных предприятий
В статье рассматривается специфика определения санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) промышленного предприятия с целью предотвращения или ослабления негативного воздействия деятельности производственных объектов на комфортность проживания и здоровье населения, определения возможности дальнейшего функционирования предприятия, применяемой технологии и объемов производства продукции в условиях города, а также принятия экономически и технически обоснованных, социально и экологически целесообразных проектных и строительных решений.
Ключевые слова: санитарно-защитная зона, промышленное предприятие, загрязняющее вещество, предельно-допустимая концентрация, предельно-допустимый уровень, промышленная площадка.
СЗЗ – особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны или от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды и предназначена для защиты населения от неорганизованных источников распространения пыли (витающей золы) и газов на промышленной площадке (открытый угольный склад, железнодорожный транспорт, мазутохранилище, цех углеприготовления, выпадение крупных фракций золы из дымового облака вблизи источника и т. д.).
Статьей 16 Федерального закона [1] определены требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов экономики и иной деятельности, в т. ч. необходимость установления СЗЗ для объектов, являющихся источниками воздействия на окружающую среду. Для таких объектов разрабатывается проект обоснования размера СЗЗ в соответствии с требованиями СанПин [3] и Федерального закона [2].
Основные проблемы, возникающие на сегодняшний день при разработке проектов обоснования расчетной СЗЗ предприятий являются:
- отсутствие корректной, актуальной графической информации;
- отсутствие градостроительной документации в небольших населенных пунктах.
При подготовке графических материалов необходимо учитывать максимальное сохранение видимости исходной топографической информации, четкое нанесение границ объектов и их ориентировочных и расчетных СЗЗ, информацию об адресах жилых домов. Также к «недостаткам» исходных материалов можно отнести данные о перспективном развитии территории, данные об окружающих объектах, данные об акустических характеристиках оборудования, данные о наличии жалоб населения на функционирование объекта;
Установление границ СЗЗ производится, учитывая совокупность всех видов техногенных воздействий объекта на окружающую среду и здоровье населения.
По опасным производственным объектам (при необходимости и по другим объектам), дополнительно предусматриваются требования по установлению воздействия на окружающую среду и население и за пределами СЗЗ (зоны ограничения застройки, охранные зоны, зоны наблюдения).
СЗЗ устанавливается в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, уровней шума и других факторов негативного воздействия до предельно допустимых значений на границе с селитебными территориями за счет обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.
В пределах СЗЗ действует режим ограниченной хозяйственной деятельности.
Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон для:
- предприятия первого класса – 1000 м;
- предприятия второго класса – 500 м;
- предприятия третьего класса – 300 м;
- предприятия четвертого класса – 100 м;
- предприятия пятого класса – 50 м.
СЗЗ для предприятий четвертого и пятого классов должна быть максимально озеленена (не менее 60% площади), для предприятий второго и третьего класса – не менее 50%, для предприятий первого класса и зон большей протяженности – не менее 40%.
Для отдельных производств, предприятий и объектов, не приведенных в классификации СанПина [3], размеры их СЗЗ могут устанавливаться региональными или ведомственными нормативными документами.
Размер СЗЗ устанавливается от границы промышленной площадки и от источника выбросов загрязняющих веществ.
Размер СЗЗ от границы территории промышленной площадки устанавливается:
- от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
- в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории предприятия;
- при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.
Размер СЗЗ от источников выбросов устанавливается:
- в случае наличия только высоких источников нагретых выбросов (от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования в закрытых помещениях);
- в случае организации производства с источниками, сосредо-точенными на территории предприятия (при наличии нагретых выбросов источников средней высоты).
Если действующие на предприятии производственные процессы не сопровождаются выделением загрязняющих веществ, шума, излучения, статического электричества и т. д. не являются пожаро- и взрывоопасными и не требуют устройства железнодорожных подъездных путей, для него устанавливается минимальный размер СЗЗ. При размещении такого предприятия в пределах селитебной территории расстояние от границ занимаемого им участка до жилых домов следует, согласно СанПин [3], принимать не менее 50 м.
Для объектов, не включенных в классификацию, с новыми, недостаточно изученными технологиями, с наличием в выбросах в атмосферу химических и биологических веществ первого и второго класса опасности, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Размеры СЗЗ объектов, являющихся источниками неблагоприятных физических воздействий, устанавливаются расчетным путем с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, инфразвука и других физических факторов. Обоснованность расчетов для установления СЗЗ должна быть подтверждена натурными замерами при приемке в эксплуатацию новых объектов.
Если и после дополнительной проработки не выявлены технические возможности обеспечения нормативных размеров санитарно-защитной зоны, то ее размер принимается в соответствии с результатами расчета загрязнения атмосферы, уровней шума и других физических факторов с подтверждением расчетных данных натурными замерами по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора.
Размеры СЗЗ могут быть уменьшены при:
- объективном доказательстве стабильного достижения уровней техногенного воздействия на окружающую среду и население ниже (либо в пределах) нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием воздушной среды;
- подтверждении замерами снижения уровней шума и уровней воздействия других физических факторов в пределах селитебной территории ниже гигиенических нормативов;
- перепрофилировании (реконструкции, модернизации и т. п.) предприятия с соответствующим уменьшением категории санитарной опасности объекта.
На основании вышеизложенного следует, что уменьшение СЗЗ возможно, но только для действующих предприятий. Систематические годовые лабораторные наблюдения можно произвести, когда имеются сами выбросы загрязняющих веществ. Очевидно, что для вновь проектируемых и строящихся объектов это сделать было невозможно, да и зачем, если можно потребовать выдержать минимальный размер СЗЗ. В последней действующей редакции СанПин [3] к процитированному пункту появилась приписка в скобках: « (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов)». Практически это означает следующее: если
СЗЗ или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки, а также для перспективного развития селитебной застройки.
Размер СЗЗ должен устанавливаться с учетом возможностей перспективного развития предприятия. При этом следует отметить, что одним из последствий недостаточного эффективного правового регулирования вопросов установления СЗЗ является нахождение жилых домов в границах СЗЗ вокруг действующих на протяжении десятков лет промышленных предприятий.
В границах СЗЗ новое жилищное строительство не допускается. Вопрос о возможном жилищном строительстве в границах СЗЗ и необходимости вывода населения за пределы СЗЗ решается в каждом конкретном случае с учетом фактического загрязнения атмосферы и перспективы снижения неблагоприятного воздействия выбросов объекта на окружающую среду и населения и установленного уровня воздействия физических факторов.
В условиях сложившейся застройки при соблюдении минимальной СЗЗ в соответствии с ранее действующими нормами, при отсутствии возможности решения задачи планировочными приемами, достигается внедрением новых технологий и снижением воздействия выбросов данного предприятия на население при его реконструкции с соответствующим снижением класса вредности.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (загрязнение атмосферного воздуха и неблагоприятное воздействие физических факторов) являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают предельно-допустимые концентрации (далее – ПДК) и/или предельно-допустимый уровень (далее – ПДУ) и/или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК.
Пунктом 2.3 СанПин [3] установлено, что критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК, ПДУ (т. е. воздействии в рамках ПДК/ПДУ является допустимым).
Таким образом СанПин [3] фактически предусматривает необходимость разработки проекта СЗЗ даже теми предприятиями, для которых непревышение пределами ПДК (ПДУ) достигается в границах промышленной площадки.
В связи с этим представляется необоснованным критерий определения опасных объектов. Во избежание избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности необходимо уточнить, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают ПДК (ПДУ).
Необходимость увеличения размеров СЗЗ по сравнению с нормативными определяется:
- наличием морально устаревшего технологического оборудования на действующем предприятии или его отдельных цехах, не обеспечивающего качество атмосферного воздуха селитебной территории в соответствии с нормативами;
- низкой эффективностью газопылеулавливающего оборудования и отсутствием технических решений по снижению загрязнения атмосферного воздуха до гигиенических нормативов;
- неблагоприятным по господствующим направлениям ветра взаиморасположением селитебных и промышленных территорий;
- превышением ПДК содержания в атмосфере химических веществ и ПДУ шума, вибрации, электромагнитных излучений и других вредных физических факторов за пределами нормативной СЗЗ при невозможности снижения уровня загрязнения техническими средствами.
Если одновременно производится проектирование СЗЗ нескольких предприятий, расположенных на смежных площадках, и установленные на основании расчетов загрязнения атмосферы, других видов воздействий и санитарной классификации их СЗЗ пересекаются или примыкают друг к другу, необходимо выполнить разработку проекта единой СЗЗ для всей группы.
При этом расчет СЗЗ производится в следующей последовательности:
- пределение СЗЗ для каждого предприятия без учета фона;
- определение общей СЗЗ группы смежных предприятий, граница которой проводится в виде огибающей расчетных границСЗЗ от каждого из предприятий;
- определение СЗЗ для всех предприятий вместе с учетом фона.
Обязательным условием современного промышленного проектирования должно являться внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступлений вредных химических или биологических компонентов выбросов в атмосферу, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже.
Список литературы
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
- СанПин 2.2.1-2.1.1.1200-03. "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
инженер-проектировщик II категории отдела промышленной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru