Системы оповещения и связи

Системы оповещения и связи


Согласно [5, п. 6.39] системы оповещения предназначены для:
  • доведения до органов управления и сил гражданской обороны сигналов (распоряжений) о введении установленных степеней готовности;
  • циркулярного оповещения должностных лиц по служебным и квартирным телефонам сети связи общего пользования и ведомственным сетям связи;
  • подачи универсального сигнала «Внимание всем!» (в мирное время) и сигнала «Воздушная тревога» (в военное время) с помощью электросирен, сигнальных громкоговорящих установок, громкоговорителей и доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов управления;
  • переключения сетей проводного, теле- и радиовещания для передачи речевых сообщений и информирования населения с городских и загородных запасных пунктов управления.

Для обеспечения надежного оповещения на объектах должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
  • управление системами оповещения с городского, загородного и подвижного пунктов управления (кроме объектовой системы оповещения);
  • размещение центров (пунктов) управления оповещением в помещениях, защищенных от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • автономное (децентрализованное) управление муниципальными, локальными и объектовыми системами оповещения;
  • прием и передача сигналов управления по территориально разнесенным каналам связи, в различных системах передачи;
  • размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) теле- и радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
  • создание и использование запасов мобильных средств оповещения.


На основании разд. 5 [6] объектовые системы оповещения создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая персонал численностью более 50 человек), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей и используются при авариях, последствия которых не выходят за пределы объектов.

Основной задачей объектовой сети оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов и объектовых сил и служб гражданской обороны.

Локальные системы оповещения, создаваемые в районах расположения потенциально опасных объектов, представляют собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасных объектов, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

Локальная система оповещения является составной частью нижнего звена РСЧС и должна обеспечивать оповещение о чрезвычайных ситуациях [7, п. 5.13.5]:
руководящего состава организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и руководства объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
дежурно-диспетчерских служб организаций потенциально опасных производственных объектов;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в окружающей опасной зоне:
в районах размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от объектов.
Локальные и объектовые сети вещания и оповещения проектируются автономно, при этом использование линейно-абонентских
сооружений проводного вещания предприятий связи запрещается.

В соответствии с [9] управление локальной системой оповещения на потенциально опасных объектах осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления этих объектов, оборудованных техническими средствами, обеспечивающими:
  • прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города;
  • прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательными службами потенциально опасных объектов;
  • прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;
  • контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;
  • телефонную связь общего пользования.

 При создании локальных и объектовых систем оповещения необходимо обеспечивать их техническое и программное сопряжение с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации.

Технические средства локальной системы оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств по сигналам системы централизованного оповещения и дежурным диспетчером (начальником смены) потенциально опасных объектов. При создании локальной системы оповещения предусматривается ее организационное, техническое и программное сопряжение с региональной и местной системами централизованного оповещения, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. На районном узле электросвязи устанавливается блок контроля сопротивления для сопряжения локальной системы оповещения с территориальными системами оповещения.

В целях обеспечения непрерывности работы локальных систем оповещения перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи.

Требования по оснащению групп функциональных объектов локальной системой оповещения или объектовой системой оповещения приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Требования по оснащению групп функциональных объектов локальной системой оповещения или объектовой системой оповещения
 Система         электросвязи                                                                       Группы функциональных объектов
производственные потенциально опасные*
Локальная система оповещения - Оснащение данной системой распространяется на всю группу функциональных объектов
Объектовая система оповещения На объектах с одномоментным нахождением людей (включая персонал) более 50 человек -

    * На основании [2, ст. 1] потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек. В соответствии с [3, п. 8 ст. 4] к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с [1, п. 11а ст. 48.1] к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, а именно: опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

В соответствии с [8, п. 4.3] система связи должна устойчиво функционировать и в условиях возможного отключения отдельных элементов системы связи при воздействии поражающих факторов современного оружия.

Для обеспечения устойчивости системы связи в военное время каналы связи организуются по разнесенным трассам и через защищенные узлы связи.

Система связи объектов включает в себя:
  • узлы связи стационарных, мобильных и подвижных пунктов управления;
  • линии привязки к узлам связи общего пользования;
  • линии и каналы связи (цифровые потоки), выделяемые из государственной сети;
  • силы и средства связи частей, аварийно-спасательных служб и аварийно-спаса­тельных формирований, а также частей, выделяемых по плану взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями, привлекаемыми для решения задач гражданской обороны;
  • резерв сил и средств связи.

 Система связи гражданской обороны сопрягается с ведомственными (корпоративными) системами связи, системами связи военных округов (флотов) и гарнизонов.

Связь организуется в соответствии с решениями руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной и распоряжениями по связи старших органов управления.

Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной. Непосредственно вопросами организации связи занимаются начальники отделов связи органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления гражданской обороной в системе связи организуются различные виды связи:
  • проводная связь, которая является основным видом связи в повседневной деятельности;
  • радиосвязь, являющаяся основным видом связи в движении, а главное – при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций и военное время, когда она может стать вообще единственным видом связи;
  • радиорелейная связь, которая сочетает в себе одновременно положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейные средства имеют остронаправленный характер действия и обладают большой пропускной способностью, их работа мало зависит от времени года, суток и от атмосферных и промышленных помех;
  • спутниковая связь, которая в ряде регионов страны получила широкое использование. Спутниковые средства связи имеют большую пропускную способность и в состоянии обеспечить высококачественную, многоканальную связь практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования;
  • связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и другие).

На основании [4] средства связи управления классифицируются:
  • по функциональному действию:
  1. автоматизированное рабочее место оперативного дежурного гражданской обороны;
  2. оконечный абонентский терминал;
  3. вспомогательное оборудование;
  • по виду передачи или приема информации по каналам связи:
  1. телефонная;
  2. (проводная, радио, космическая);
  3.  документальная (телеграфная, передача данных, факсимильная);
  4. видеоизображение;
  • по условиям эксплуатации:
  1. для стационарных помещений, сооружений;
  2. для ЗС ГО;
  3. для подвижных пунктов управления.

Перечень нормативных документов

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 
  3. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  4. ГОСТ Р 42.3.02–2014 «Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования».
  5. СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне».
  6. СП 133.13330.2012 «Cети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования».
  7. СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования».
  8. Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденные МЧС России 13.12.2012 № 2-4-87-30-14.
  9. Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденные МЧС России 24.12.2002.

Практическое пособие ИТМ ГОЧС 

 


Практическое пособие ПМ ГОЧС

Подробная информация по разработке раздела "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ПМ ГОЧС)