Согласно [5, п. 6.39] системы оповещения предназначены для:
доведения до органов управления и сил гражданской обороны сигналов (распоряжений) о введении установленных степеней готовности;
циркулярного оповещения должностных лиц по служебным и квартирным телефонам сети связи общего пользования и ведомственным сетям связи;
подачи универсального сигнала «Внимание всем!» (в мирное время) и сигнала «Воздушная тревога» (в военное время) с помощью электросирен, сигнальных громкоговорящих установок, громкоговорителей и доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов управления;
переключения сетей проводного, теле- и радиовещания для передачи речевых сообщений и информирования населения с городских и загородных запасных пунктов управления.
Системы оповещения и связи
Согласно [5, п. 6.39] системы оповещения предназначены для:
- доведения до органов управления и сил гражданской обороны сигналов (распоряжений) о введении установленных степеней готовности;
- циркулярного оповещения должностных лиц по служебным и квартирным телефонам сети связи общего пользования и ведомственным сетям связи;
- подачи универсального сигнала «Внимание всем!» (в мирное время) и сигнала «Воздушная тревога» (в военное время) с помощью электросирен, сигнальных громкоговорящих установок, громкоговорителей и доведение сигналов и информации оповещения до населения и органов управления;
- переключения сетей проводного, теле- и радиовещания для передачи речевых сообщений и информирования населения с городских и загородных запасных пунктов управления.
Для обеспечения надежного оповещения на объектах должны быть предусмотрены следующие мероприятия:
- управление системами оповещения с городского, загородного и подвижного пунктов управления (кроме объектовой системы оповещения);
- размещение центров (пунктов) управления оповещением в помещениях, защищенных от воздействия опасных факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- автономное (децентрализованное) управление муниципальными, локальными и объектовыми системами оповещения;
- прием и передача сигналов управления по территориально разнесенным каналам связи, в различных системах передачи;
- размещение используемых в интересах оповещения центров (студий) теле- и радиовещания, средств связи и аппаратуры оповещения на запасных пунктах управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций;
- создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
На основании разд. 5 [6] объектовые системы оповещения создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая персонал численностью более 50 человек), а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от одномоментного нахождения людей и используются при авариях, последствия которых не выходят за пределы объектов.
Основной задачей объектовой сети оповещения является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов и объектовых сил и служб гражданской обороны.
Локальные системы оповещения, создаваемые в районах расположения потенциально опасных объектов, представляют собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасных объектов, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.
Локальная система оповещения является составной частью нижнего звена РСЧС и должна обеспечивать оповещение о чрезвычайных ситуациях [7, п. 5.13.5]:
руководящего состава организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и руководства объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
дежурно-диспетчерских служб организаций потенциально опасных производственных объектов;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
населения, проживающего в окружающей опасной зоне:
в районах размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);
в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;
в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от объектов.
Локальные и объектовые сети вещания и оповещения проектируются автономно, при этом использование линейно-абонентских
сооружений проводного вещания предприятий связи запрещается.
В соответствии с [9] управление локальной системой оповещения на потенциально опасных объектах осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления этих объектов, оборудованных техническими средствами, обеспечивающими:
- прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города;
- прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательными службами потенциально опасных объектов;
- прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;
- контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;
- телефонную связь общего пользования.
При создании локальных и объектовых систем оповещения необходимо обеспечивать их техническое и программное сопряжение с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации.
Технические средства локальной системы оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств по сигналам системы централизованного оповещения и дежурным диспетчером (начальником смены) потенциально опасных объектов. При создании локальной системы оповещения предусматривается ее организационное, техническое и программное сопряжение с региональной и местной системами централизованного оповещения, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта. На районном узле электросвязи устанавливается блок контроля сопротивления для сопряжения локальной системы оповещения с территориальными системами оповещения.
В целях обеспечения непрерывности работы локальных систем оповещения перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи.
Требования по оснащению групп функциональных объектов локальной системой оповещения или объектовой системой оповещения приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Требования по оснащению групп функциональных объектов локальной системой оповещения или объектовой системой оповещения
Система электросвязи
|
Группы функциональных объектов
|
производственные
|
потенциально опасные*
|
Локальная система оповещения
|
-
|
Оснащение данной системой распространяется на всю группу функциональных объектов
|
Объектовая система оповещения
|
На объектах с одномоментным нахождением людей (включая персонал) более 50 человек
|
-
|
* На основании [2, ст. 1] потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек. В соответствии с [3, п. 8 ст. 4] к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с [1, п. 11а ст. 48.1] к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, а именно: опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
|
В соответствии с [8, п. 4.3] система связи должна устойчиво функционировать и в условиях возможного отключения отдельных элементов системы связи при воздействии поражающих факторов современного оружия.
Для обеспечения устойчивости системы связи в военное время каналы связи организуются по разнесенным трассам и через защищенные узлы связи.
Система связи объектов включает в себя:
- узлы связи стационарных, мобильных и подвижных пунктов управления;
- линии привязки к узлам связи общего пользования;
- линии и каналы связи (цифровые потоки), выделяемые из государственной сети;
- силы и средства связи частей, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также частей, выделяемых по плану взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями, привлекаемыми для решения задач гражданской обороны;
- резерв сил и средств связи.
Система связи гражданской обороны сопрягается с ведомственными (корпоративными) системами связи, системами связи военных округов (флотов) и гарнизонов.
Связь организуется в соответствии с решениями руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной и распоряжениями по связи старших органов управления.
Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на руководителя (начальника) органа, осуществляющего управление гражданской обороной. Непосредственно вопросами организации связи занимаются начальники отделов связи органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления гражданской обороной в системе связи организуются различные виды связи:
- проводная связь, которая является основным видом связи в повседневной деятельности;
- радиосвязь, являющаяся основным видом связи в движении, а главное – при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций и военное время, когда она может стать вообще единственным видом связи;
- радиорелейная связь, которая сочетает в себе одновременно положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейные средства имеют остронаправленный характер действия и обладают большой пропускной способностью, их работа мало зависит от времени года, суток и от атмосферных и промышленных помех;
- спутниковая связь, которая в ряде регионов страны получила широкое использование. Спутниковые средства связи имеют большую пропускную способность и в состоянии обеспечить высококачественную, многоканальную связь практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования;
- связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и другие).
На основании [4] средства связи управления классифицируются:
- по функциональному действию:
- автоматизированное рабочее место оперативного дежурного гражданской обороны;
- оконечный абонентский терминал;
- вспомогательное оборудование;
- по виду передачи или приема информации по каналам связи:
- телефонная;
- (проводная, радио, космическая);
- документальная (телеграфная, передача данных, факсимильная);
- видеоизображение;
- по условиям эксплуатации:
- для стационарных помещений, сооружений;
- для ЗС ГО;
- для подвижных пунктов управления.
Перечень нормативных документов
- Градостроительный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
- ГОСТ Р 42.3.02–2014 «Гражданская оборона. Технические средства связи и управления. Классификация. Общие технические требования».
- СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне».
- СП 133.13330.2012 «Cети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования».
- СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования».
- Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденные МЧС России 13.12.2012 № 2-4-87-30-14.
- Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, утвержденные МЧС России 24.12.2002.