Разработка СМИС, этапы проектирования и реализации. Нормативно-правовое обеспечение создания СМИС

Автоматический отчет о состоянии проекта

Пример еженедельного отчета по проекту

В ООО "ЦентрПроектЗащита" разработана и внедряется система автоматической отчетности о состоянии проектных работ. 

Отчеты формируются автоматически и будут направляться еженедельно по всем активным проектам и ежемесячно по всем приостановленным.

Подробнее...


Разработка СМИС, этапы проектирования и реализации. Нормативно-правовое обеспечение создания СМИС

В статье освещаются вопросы, связанные с разработкой, этапами проектирования и реализациях на объектах, оснащаемые структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС). Рассматривается основные проблемы, возникающие при проектировании и реализации СМИС, а также нормативное обеспечения создания СМИС.

Ключевые слова: мониторинг, структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), система сбора и передачи сообщений (ССП), система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС), система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК), специальные технические условия (СТУ), чрезвычайная ситуация (ЧС) ГОСТ Р 22.1.12-2005.

В последнее время в исходных данных и требованиях для разработки подраздела «ПМ ГОЧС», выдаваемых Территориальными органами МЧС России по субъекту Российской Федерации, все чётче и чаще выставляются требования к оснащению объектов СМИС, попадающих под п. 4.9 ГОСТ [1], включенный в Перечень национальных стандартов и сводов правил [2], которые согласно части 4 ст. 6 Федерального закона [3] является обязательными для применения, в связи с чем стал все более актуален вопрос о создании и реализации на объектах СМИС.

Что же такое СМИС?

С целью прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации утвердило национальный стандарт ГОСТ Р 22.1.12-2005 (Приказ № 65-СТ от 28 марта 2005 г.) с изменениями от 01.07.2011.

В соответствии с этим ГОСТом [1] СМИС это построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на соответствующих категориях объектов автоматического мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, состояния основания, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, сооружений инженерной защиты и передачи в режиме реального времени информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т. ч. вызванных террористическими актами, по каналам связи в органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [1].

ГОСТ [1] определяет:

  • объекты контроля;
  • основные дестабилизирующие факторы контролируемые СМИС;
  • состав СМИС с его подсистемами ССП, СМИК и СУКС;
  • категории объектов, на которых подлежит обязательная установка СМИС;
  • основные технические требования, предъявляемые к созданию СМИС;
  • перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
  • порядок информационного сопряжения СМИС с органами повседневного управления РСЧС;
  • порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Так как же реализуется СМИС?

Можно выделить несколько этапов создания и реализации СМИС, приведенных на рисунке 1.


И так, начнем…

Договорные отношения начинаются как обычно, со звонка Заказчика и просьбы выставить им коммерческое предложение. Но чтобы выставить предложение на этом этапе нужно определиться с Заказчиком по объемам выполнения работ, определиться со стоимостью выполнения работ, в зависимости от вариантов, которые он прорабатывает. Стоимость обычно определяется приближенно из опыта аналогичных работ. В связи с тем, что в России нет Сборника базовых цен (СБЦ) на проектные работы по СМИС, то допускается либо взять СБЦ на АСУ ТП или по опыту предыдущих работ выставить приемлемую стоимость, как было сказано выше. Также на этом этапе для выставление стоимости работ нужно определиться с Заказчиком: будет ли разрабатываться СТУ или нет; будут разрабатываться подсистемы СМИК и СУКС или нет, которые по требованию ГОСТ на СМИС обязательно должны входить в СМИС объекта и разрабатываются отдельными томами. После всех этих процедур при достижение обоюдного согласия Заказчику выставляется коммерческое предложение на выполнения работ по СМИС и заключается договор.

Проектная документация

После подписания договора на выполнения работ по СМИС приступаем к выполнению проектных работ.

Здесь также можно выделить несколько этапов реализации проектных работ СМИС:

  • запрос исходных данных у Заказчика необходимых для выполнения работ по СМИС;
  • разработка СТУ (при необходимости);
  • запрос Технических условий (ТУ) на сопряжения СМИС с территориальными органами повседневного управления РСЧС;
  • запрос ТУ на организацию канала связи у поставщика услуг связи;
  • разработка Технического задания на проектирование СМИС;
  • разработка проектной документации СМИС (ССП, если необходимо СМИК и СУКС);
  • экспертиза проектной документации.

Далее по-порядку:

Разработка СТУ (при необходимости).

Что касается самих СТУ на создания СМИС объекта, то они разрабатываются на начальном этапе проектирования СМИС, в том случае если для подготовки проектной документации требуется отступления от ГОСТ Р 22.1.12-2005 и при наличии задания заказчика, разработка СТУ на СМИС для объектов капитального строительства не противоречит требованиям действующего нормативно-правовых документов. При этом согласование таких СТУ в Минрегионе России приказом Минрегиона России от 10.04.2008 № 36 не предусмотрено [4]. Как правило СТУ согласуется со всеми заинтересованными участниками проектирования объекта, утверждаются заказчиком и направляются на согласование в Главное управление МЧС России того региона, где находится объект.

Необходимость разработки СТУ на создание СМИС обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют нормативно-технические документы, регламентирующие порядок проектирования, структуру и содержание подраздела «СМИС» проектной и рабочей документации, структуру и содержание регламентов действий дежурных сил объектов и органов повседневного управления РСЧС при получении сообщений СМИС, требованиями к помещениям для размещения технических средств СМИС, к численности и квалификации персонала ДДС для обеспечения функционирования СМИС, к параметрам сетей электроснабжения, к кабельным трассам и ряда других требований необходимых при проектировании и создании СМИС.

В соответствии с требованиями СТУ на СМИС (или в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.1.12-2005, в случаях когда СТУ не разрабатывается) определяем состав раздела СМИС, т. е. будут ли дополнительно разрабатываться подсистемы СМИК и СУКС.

До сих пор есть нормативная «неопределенность» по созданию подсистем СМИС – СУКС и СМИК. ГОСТ Р 22.1.12-2005 (Изменения № 1) требует разработку СМИС с её подсистемами СМИК и СУКС, но он не привязывается к конкретному проектируемому объекту, для которых в разработке этих подсистем нет необходимости и не раскрывает конкретных требований какие объекты подлежат обязательному оснащению подсистемами СМИК и СУКС.

Основным нормативным «прикрытием» по этим подсистемам является разработка СТУ для конкретного объекта, при проектирование системы, где определяются структурная составляющая СМИС и её подсистем и прописываются основные требования, предъявляемые к системе СМИС.

Требование о включении в состав СМИС подсистем СУКС и СМИК не учитывают специфику конкретного объекта и требования по промышленной безопасности. Если объект не попадает в категорию уникальных и технически сложных в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то приоритет Градостроительного кодекса над ГОСТ Р 22.1.12-2005 очевиден и оснований для включения в состав СМИС подсистемы СМИК нет. Необходимость СМИК для опасных производственных объектов (реакторы, высокие колонны, градирни и т. п.) ничем не регламентируется.

Возможно, для конкретного объекта правомерны положения других отраслевых документов, в которых более подробно описывается необходимость установки системы СМИК, но, как правило, таких документов также нет.

По-видимому нет смысла устанавливать СУКС на площадной объект, где отсутствуют помехи для радиостанций и на всей территории объекта имеется развитая телефонная связь.

При обосновании отсутствия СУКС можно сослаться на «Рекомендации для территориальных органов МЧС России по реализации положений ГОСТ Р 22.1.12-2005», в которых обязательных требований по СУКС не содержится, а также на отсутствие в исходных данных для разработки раздела «ПМ ГОЧС» конкретных требований по СУКС и СМИК [5].

Также требования п. 4.7 Изменения № 1 ГОСТ Р 22.1.12-2005 в соответствии с приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2011 № 110-ст приняты в формулировке «Утвердить для добровольного применения», т. е. ГОСТ в редакции 2005 года применяется на обязательной основе, а изменения к нему носят добровольный характер [6].

Для чего же может пригодится нам СТУ?

В СТУ закладываются все тонкости и нюансы при принятие проектных решений, в случае если для подготовки проектной документации требуется отступления от ГОСТ [1], определяется структура СМИС, необходимость проектирования подсистем СМИК и СУКС. В основном СТУ выполняться для подстраховки принимаемых решений и «предостережет» Вас от ненужных работ, ведь ГОСТ Р 22.1.12-2005, как было сказано выше, не учитывают специфику конкретного объекта и требования по промышленной безопасности.

Также полезность СТУ на создание СМИС заключается в том, что разработчик СТУ анализирует всю проектную документацию и сам определяет объекты мониторинга, т. е. те системы, которые в соответствии с ГОСТом [1] должны являться объектами контроля СМИС, а также объемы мониторинга, т. е. тот необходимый перечень сигналов, который в соответствии с п. 4.5. ГОСТ [1] должен обеспечить контроль указанных в этом пункте дестабилизирующих факторов. В дальнейшем при разработке проектной документации Вам самим эту работу уже не нужно будет делать. Однако проблема может возникнуть в том случае, когда разработчик СТУ на создании СМИС необоснованно выставит в СТУ требования по разработке необязательных решений.

Запрос Технических условий (ТУ) условий на сопряжения СМИС с территориальными органами повседневного управления РСЧС.

Запрос делается в свободной форме на имя начальника Главного управления МЧС России того региона, где располагается объект.

Требования ТУ определяет условия и порядок подключения СМИС к органу повседневного управления РСЧС и их нужно учесть при создании СМИС для того, чтобы на стадии пуско-наладочных работ можно было подключить (сопрячь) СМИС объекта к серверу СМИС органа повседневного управления РСЧС. И получить от них Акт о сопряжении.

Разработка Технического задания на проектирование СМИС

Техническое задание (ТЗ) на проектирование СМИС разрабатывается в соответствии с ГОСТ 34.602-89, разрабатывается Заказчиком и предоставляется проектировщику СМИС для реализации основных требований, заложенных в нем. По договоренностью с Заказчиком ТЗ может составить и сам разработчик СМИС. Здесь тоже можно выделить два момента. В случае если на объект разработано СТУ, то в ТЗ должно учесть все требования, заложенные в нем, если же СТУ не разрабатывались, то согласовав все решения с Заказчиком, определить требования, предъявляемые к системе, учитывая требования, указанные в ГОСТе на СМИС [1].

Разработка проектной документации СМИС

Выделим основные аспекты, на которые нужно обращать внимание при проектирование системы:

  • определить места установки комплекса технических средств для размещения телекоммуникационного шкафа СМИС, автоматизированных рабочих мест, пульта оператора СМИС, отвечающих требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, СанПиН 2.2.4.1329-03, СанПиН 2.2.4.548-96, СП 60.13330.2012, РД 78.36.003-2002, ПУЭ, ВСН-59-88, а также с учетом ГОСТ 13109-97, ГОСТ Р 51318.24-99, ГОСТ Р 50839;
  • необходимо согласовать с Заказчиком вопросы, связанные с персоналом СМИС, т. е. будет ли это отдельный персонал, или функции оператора СМИС и обслуживающего СМИС персонала возложат на штатных сотрудников объекта;
  • запросить ТУ на организацию канала связи СМИС объекта с органом повседневного управления РСЧС от поставщика услуг связи (провайдера), для разработки технических решений по организации информационного обмена между СМИС объекта и органа повседневного управления РСЧС;
  • определить объем мониторинга и контролируемых параметров.

Необходимые объемы и состав контролируемых параметров систем мониторинга должны учитывать возможность возникновения и развития аварийных ситуаций первого и второго уровня для наиболее вероятного и наиболее опасного по своим последствиям сценариев аварийной ситуации, в том числе с выходом за пределы технологической установки и продолжением ее развития в пределах технологического объекта (организации, предприятия), и при этом эти параметры в основном должны соответствовать содержанию оперативной части Плана локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.

Для конкретных предприятий необходимо учитывать также ведомственные нормативно-методические документы с определениями технологических нарушений и их численными критериями, а также существующую нормативную базу в области информационного обмена информацией и оповещения в области защиты населения и территорий от ЧС.

В качестве критерия при определении перечня систем и объемов мониторинга, в соответствии с классификацией ЧС [7], принят следующий (как правило, такая фраза включается в СТУ) – необходимо осуществлять мониторинг и предупреждать об инциденте, аварии, в результате развития которых возможна чрезвычайная ситуация, начиная с ЧС локального характера, все это как правило, прописывается в СТУ.

При определении объема мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, систем противопожарной защиты, безопасности и связи руководствоваться требованиями пп. 4.4 и 4.5 ГОСТ [1] (не забывая про специфику объекта). Степень детализации определяется в СТУ. Конкретных требований со стороны МЧС России нет.

Определить структуру и функционирования СМИС, здесь все зависит от конкретного объекта. Это может быть один физический сервер (с установленными программным обеспечением, обеспечивающим функции приема информации от сопрягаемых систем и связи и передачи данных в орган повседневного управления РСЧС), так и центральный сервер СМИС с одним и более серверами интеграции. Обязательно должен присутствовать АРМ и технические средства, обеспечивающие передачу данных в РСЧС и соответствовать требованиям п. 5 ГОСТ [1] и техническим требованиям к программно-техническим комплексам СМИС объектов, сопрягаемым с органами повседневного управления РСЧС утвержденным МЧС России в 2011 г [8].

Экспертиза проектной документации

На заключительным этапе выполнения проектной документации, Заказчик направляет СМИС на экспертизу. Согласно п. 5.10 [1] СМИС разрабатываться в составе раздела проектной документации «ПМ ГОЧС», который, в свою очередь, согласно разделов II и III, пп. 32 и 42 [9] включен в состав проектной документации «раздел 10» для линейных объектов и в «раздел 12» для объектов капитального строительства и должен содержать документы и сведения, приведенные в пп. 32, 42, в соответствии с этим подлежит экспертизе как раздел «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами», осуществляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности [10].

Рабочая документация

Рабочая документация может выполняться как одновременно с проектной, так и после её разработки.

В настоящее время такая стадия как «рабочее проектирование» нормативно-техническими документами не определена. В соответствии с п. 4 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий [9].

Таким образом, рабочая документация должна полностью основываться на проектных решениях и не может им не соответствовать, в соответствии с п. 7 статьи 52 Федерального закона [10], на внесённые в проект изменения потребуется повторная экспертиза проектной документации.

Рабочие чертежи разрабатываются в соответствии с требованиями действующих норм, правил и стандартов: СПДС, ЕСКД, ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 21.101-97.

Структура и содержание подраздела СМИС стадия «Рабочая документация» выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101-97, ГОСТ 21.408-93, ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601-90, РД 50-34.698-90.

Типовые структуры подраздела СМИС стадии «Рабочая документация» представляются в приложениях к СТУ на создание СМИС.

Для приемки СМИС (этап ввод в эксплуатацию) на стадии «Рабочая документация» разрабатывается программа и методика испытаний (в состав проектной и эксплуатационной документации не включается), разрабатывается регламент действия дежурно-диспетчерской службы объекта при получении сообщений СМИС, регламент технического обслуживания, определяется перечень и формат входящих и исходящих сообщений СМИС.

В качестве исходных данных при разработке рабочей документации по СМИС принимаются:

  • требования ГОСТ [1, 8];
  • в случае разработки, СТУ на создание  СМИС;
  • ТУ на сопряжение  СМИС с органом повседневного управления РСЧС;
  • ТУ на организацию канала связи, полученных у поставщика услуг связи;
  • СМИС  стадии «Проектная  документация»;
  • рабочая документация на объект мониторинга;
  • рабочая документация на автоматизированные системы объекта.

Рабочая   документация  на  СМИС  является основой для строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, а также ввода в действие и эксплуатации системы  СМИС  объекта.

Далее следует закупка необходимого оборудования, строительно-монтажные работы, пуско-наладка и ввод СМИС в эксплуатацию.

В статье рассмотрены основные аспекты, с которыми мы сталкиваемся при проектирование СМИС, конечно тонкостей очень много, и все они индивидуальны для конкретного объекта и Заказчика. Данная система на сегодняшней день имеет много открытых вопросов со своими недостатками, как и все что создается и реализуется у нас вновь, но в итоге нормативная определённость этого направления сделает из СМИС полезную и полноценную систему, и создаст «единую сеть» сопряжённых объектов (подлежащих оснащению СМИС) с органами повседневного управления РСЧС, с целью прогнозирования и предупреждения ЧС техногенного и природного характера.

Недостаток нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы  по проектированию  СМИС, а также то, что  СМИС  является сложной системой, которая должна быть сопряжена с автоматизированными системами объекта, зачастую приводят к возникновению проблем при проектировании:

  • недостаток нормативно-правовых документов для создания СМИС;
  • нормативная неопределенность по созданию на объектах подсистем СМИК и СУКС;
  • многопробленность в задачах сопряжения СМИС с локальными системами нижнего уровня автоматизации;
  • огромные ресурсы в реализуемом оборудование СМИС остаются, незадействованными в задачах автоматизации;
  • сложившиеся на сегодняшней день нормативно-правовые подходы к этапам проектирования СМИС приводят к неоправданным затратам на создание и эксплуатацию;
  • необходимо создание методологической основы для решения задачи выбора и обоснования состава контролируемых процессов, систем, параметров, так как большим проблемным вопросом является использование огромных массивов данных, собираемых СМИС;
  • недостаток компетентных и квалифицированных специалистов, способных эффективно и грамотно использовать возможности СМИС.

Список литературы

  1. ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  3. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  4. Письмо Минрегиона от 30.07.2008 № 18537-СМ/08 и от 10.08.2011 № 21584-ИП/08.
  5. Рекомендации для территориальных органов МЧС России по реализации положений ГОСТ Р 22.1.12-2005
  6. Приказ Ростандарта от 01.06.2011 № 110-ст «Об утверждении изменения к национальному стандарту».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  8. Технические требования к программно-техническим комплексам СМИС объектов, сопрягаемым с органами повседневного управления РСЧС утвержденным МЧС России в 2011 г.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  10. Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

Букин Сергей Васильевич,
начальник отдела АСУ ТП ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru