Проблемы взаимодействия между СМИС объекта и ОПУ РСЧС и их оснащение ПТК СМИС/СМИК
Ключевые слова: структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС), орган повседневного управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ОПУ РСЧС), технические условия (ТУ), чрезвычайная ситуация (ЧС), программно-технический комплекс приема информации СМИС/СМИК (ПТК СМИС/СМИК).
Введение.
С введением новых ГОСТов в области проектирования СМИС [1,2], определились основные технические требования, правила создания и эксплуатации СМИС, её структура, и, что немаловажно, появилась рекомендуемая форма технических условий на подключение СМИС к ОПУ РСЧС (далее – ТУ на подключение СМИС), но при этом остается ряд актуальных проблемных вопросов, возникающих при организации подключения СМИС к ОПУ РСЧС:
- проблема организации взаимодействия СМИС объекта и ОПУ РСЧС;
- проблемы оснащения ПТК СМИС/СМИК ОПУ РСЧС.
Основная часть статьи.
В настоящее время решение вопроса по организации информационного взаимодействия и подключения СМИС объектов к автоматизированным системам ОПУ РСЧС и различия форм выдаваемых технических условий вызывают определенные трудности.
Порой уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выдают ТУ на подключение СМИС так, как они их видят, не опираясь на действующую нормативно-техническую документацию по реализации СМИС. Так, например в выдаваемых ТУ на подключение СМИС территориальные органы МЧС России определяют подключение к одной из серии комплексов технических средств автоматизированных систем оповещения П-166.
При этом рекомендуемый комплекс П-166 для подключения к СМИС не является специализированным ПТК СМИС/СМИК, предназначенным для сопряжения с ОПУ РСЧС, и не соответствует ТТ [5] к ПТК СМИС объектов, сопрягаемых с ОПУ РСЧС, а также приказу МЧС России [4], в соответствии с чем сопряжение со СМИС объекта и передача информации посредством организации канала связи, согласно п.п. 5.1, 5.2 ТТ [3] в автоматическом режиме не представляются возможными.
Данный комплекс П-166 не сертифицирован в соответствии с законодательством Российской Федерации и п. 4.11 ГОСТ [3] применяемые при сопряжении ПТК СМИС объекта и ПТК СМИС/СМИК ОПУ РСЧС и не используется при создании СМИС, а предназначен для создания локальных систем оповещения потенциально опасных объектов, применяемых в МЧС России для создания автоматизированных систем оповещения [6], а это совсем другая история. И таких примеров много.
Наличие рекомендаций в ТУ о подключении СМИС к несоответствующим программно-техническим комплексам продиктовано, как правило, другой актуальной проблемой – отсутствие в оснащении ОПУ РСЧС специальных программно-технических комплексов приема информации СМИС/СМИК (ПТК СМИС/СМИК), предназначенных для организации взаимодействия при ликвидации ЧС между СМИС объекта и СМИС ОПУ РСЧС.
В связи с проблемой оснащения ПТК СМИС/СМИК ОПУ РСЧС, соответствующего требованиям ГОСТ [3], Техническим требованиям к программно-техническим комплексам СМИС объектов, сопрягаемых с ОПУ РСЧС [5] (далее – ТТ), приказа МЧС России [4], сопряжение СМИС с ОПУ РСЧС и передача информации посредством организации канала связи в автоматическом режиме во многим случаях не представляются возможными. Территориальные органы МЧС России при выдачи ТУ на подключение СМИС указывают данный факт.
В связи с чем, в реализуемых проектах с целью функционирования СМИС, до оснащения ОПУ РСЧС ПТК СМИС/СМИК, приходится предусматривать информирование о факте возникновения ЧС, пожарах, авариях, инцидентах, в т. ч. вызванных террористическими актами на объекте, по линиям телефонной связи, посредством коротких SMS-сообщений или же по электронной почте.
Напрашивается вопрос: «Зачем тратить Заказчику деньги на реализацию СМИС на своих объектах», ведь система в конечном итоге не работает согласно действующим нормативным документам, и по сути своей не имеет конечного получателя информации, а просто сообщает о факте аварии на объекте по общедоступным средствам связи, тогда как любая штатная система связи объекта справится с этими задачами.
Однако требования ГОСТ [3], и то, что СМИС разрабатывается в рамках проекта на определенный объект, который не включает в себя работы по установке соответствующего ПТК СМИС/СМИК в ОПУ РСЧС, приводит в итоге к тому, что экспертные органы в любом случае вынесут замечание об отсутствии СМИС на объекте, невзирая на то, есть ли в ОПУ РСЧС ПТК СМИС/СМИК или нет.
Исходя из опыта проектирования для решения этой проблемы, возможны два этапа реализации СМИС:
- до момента оснащения ОПУ РСЧС специальными ПТК СМИС/СМИК, производится отправка сообщения на электронную почту ОПУ РСЧС посредством программного комплекса сервера СМИС и дублирование данной информации по каналам телефонной связи или же короткими SMS-сообщениями, что в обязательном порядке подтверждается письмами ОПУ РСЧС и территориальных органов МЧС России при получении от них ТУ на подключение СМИС;
- после оснащения ОПУ РСЧС специальным ПТК СМИС/СМИК, согласно приказу МЧС России [4] и ТТ [5], а также ГОСТ [3], взаимодействие СМИС с ОПУ РСЧС будет осуществляться в соответствии с ТУ на подключение СМИС к ОПУ РСЧС, выданных в соответствии с Приложением Д [1]. Тогда же и реализуется канал связи в автоматическом режиме согласно [3], но вытекает следующая проблема при проектировании СМИС – это реализация самого канала связи между СМИС объекта и ОПУ РСЧС.
Территориальные органы МЧС России при составлении ТУ в рекомендациях Заказчику по порядку реализации ТУ на стадии «Проектная документация» определяют получить ТУ на организацию канала связи СМИС объекта с ОПУ РСЧС у поставщика связи, не имея порой собственных ресурсов для подключения (отсутствие ПТК СМИС/СМИК). Заказчика обязывают предусмотреть реализацию своих ТУ и ТУ провайдера, в том числе включение в локальный сметный расчет затраты на строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Напрашивается еще один вопрос, зачем Заказчику тратить деньги на «пустой» канал, ведь в итоге передавать информацию в соответствии с требованиями пп. 5.1, 5.2 ТТ [5] не куда и не кому. Хорошо, если на данном участке уже имеется существующая сетевая инфраструктура от объекта до оборудования провайдера и от провайдера до ОПУ РСЧС, тогда, используя данную инфраструктуру провайдера, можно организовать VPN-канал до ОПУ РСЧС, оплатив только канал связи провайдеру. Но бывают ситуации, когда при запросах ТУ на организацию канала связи, не имея существующей инфраструктуры на данном участке, провайдер прописывает строительство трасс, что существенно в финансовом отношении и требует прокладывания километров волоконно-оптических линий связи для обеспечения нормативных 2 Мбит/с.
В соответствии с чем у Заказчика возникает закономерный вопрос, в чем состоит необходимость на стадии «Проектная документация» предусматривать расходы на организацию канала связи, если в итоге канал работать не будет до оснащения специальным ПТК СМИС/СМИК ОПУ РСЧС, а сроки указанного оснащения неизвестны и сами сотрудники ОПУ РСЧС зачастую не знают, когда будет обеспечено оснащение специальными ПТК СМИС/СМИК для осуществления требуемого подключения и нормального функционирования и взаимодействия двух систем.
Из всего этого следует, что работы по созданию СМИС на объектах проводятся быстрее, чем само оснащение ОПУ РСЧС специальными ПТК СМИС/СМИК, соответствующими требованиям, приведенным выше, особенно в отдаленных субъектах Российской Федерации. Хотелось бы, чтобы было, конечно, наоборот, чтобы можно было проектировать, зная, что ОПУ РСЧС оснащены специальными комплексами, обеспечивающими сопряжение с объектами, а спроектированная СМИС будет работоспособной и полноценной.
Заключение.
В статье рассмотрены некоторые проблемные вопросы, с которыми мы сталкиваемся при проектировании СМИС, конечно тонкостей очень много, и все они индивидуальны и решаемы для конкретного объекта и Заказчика.
Данная система на сегодняшний день имеет много открытых вопросов со своими недостатками, как и все, что создается и реализуется вновь. Однако, в итоге нормативная определённость этого направления, оснащение специальными ПТК СМИС/СМИК ОПУ РСЧС, позволяющими сопрягаться со СМИС объекта, создадут из СМИС полноценную систему, как «единую сеть» подключенных объектов (подлежащих оснащению СМИС) с ОПУ РСЧС, с целью предупреждения об угрозе и информирования о факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами на объектах, а также снижения потерь, размеров ущерба в случае их возникновения.
Список литературы:
- ГОСТ Р 22.1.13–2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации».
- ГОСТ Р 22.1.14–2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы информационно-вычислительные структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Технические требования. Методы испытаний».
- ГОСТ Р 22.1.12–2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».
- Приказ МЧС России от 05.05.2012 № 257 «О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-технического комплекса приема информации систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Технические требования к программно-техническим комплексам структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) объектов, сопрягаемым с органами повседневного управления РСЧС (муниципального и территориального уровней), утвержденные МЧС России в 2011 г.
- Письмо МЧС России от 04.07.2013 № 33-3-1030 «Комплексы технических средств оповещения населения, прошедшие государственные испытания МЧС России и предназначенные для создания автоматизированных систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения».
начальник отела АСУ ТП ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru