Проблематика применения методологии оценки риска при разработке декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта

Проблематика применения методологии оценки риска при разработке декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта

В данной статье рассмотрено применение методологии оценки риска при разработке декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Проанализированы методы определения показателей риска аварии, которые используются для определения степени опасности подлежащего декларированию объекта. Показано, что существующее методическое обеспечение имеет ряд недостатков, наиболее критичными из которых являются недостаточность имеющихся статистических данных и отсутствие законодательно регламентированных значений приемлемого риска аварии для опасных производственных объектов по основным производственным отраслям.

Ключевые слова: методология оценки риска аварии, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, опасный производственный объект, оценка риска аварии, анализ риска аварии, статистические данные, приемлемый риск аварии.

В Российской Федерации, начиная с 1995 года, проводится декларирование промышленной безопасности опасных производственных объектов. Разработка декларации промышленной безопасности производится в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации, основным из которой является Федеральный закон [1].

04 марта 2013 года в указанный Федеральный закон внесены изменения, которые в том числе непосредственно коснулись порядка разработки декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта [2].

Декларация промышленной безопасности (далее − ДПБ) опасного производственного объекта (далее ОПО) − документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии (далее – оценка риска), анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО [3].

На основании проведенной в ДПБ оценки риска осуществляется анализ приемлемость риска эксплуатации декларируемого ОПО, его соответствия требованиям промышленной безопасности, эффективности и достаточности мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

При разработке ДПБ осуществляется оценка риска, которая является основной частью анализа риска аварии (далее – анализ риска).

Методологическое обеспечение анализа риска это совокупность методов, методик и программных средств, включающих в себя теоретический, аналитический и математический аппарат, позволяющий идентифицировать опасности, возникающие при эксплуатации ОПО, определить воздействие поражающих факторов аварии на персонал и население, а также осуществить оценку риска.

В процессе анализа риска осуществляется идентификация источников опасностей, вероятных потенциальных аварий и катастроф, последовательности развития аварийных ситуаций, вероятности аварийных ситуаций, показателей риска, величины последствий, путей предотвращения аварий и смягчения последствий.

Основной задачей оценки риска возможных аварийных ситуаций в процессе осуществления декларирования ОПО является предоставление объективной информации о состоянии защиты и уровня опасности объекта лицам, принимающим решения по обеспечению безопасности анализируемого объекта.

Проведем краткий анализ эффективности применения методик оценки риска, определенных на сегодняшний день методическими указаниями [4]. В данных методических указаниях приведены следующие, основанные на определении частот аварийных ситуаций, методы оценки риска:

  • метод проведения оценки риска на основании статистических данных по аварийности и надежности технологической системы, соответствующие специфике ОПО или виду деятельности;
  • логические методы анализа «дерево событий» и «дерево отказов»;
  • имитационные модели возникновения аварий в человекомашинной системе;
  • экспертные оценки путем учета мнения специалистов в данной области.

Однако, в процессе проведения оценки риска конкретного ОПО, актуальным становится ряд недостатков указанных методик при их практическом применении.

Рассмотрим последовательно каждую из предложенных методик.

Метод проведения оценки риска на основании статистических данных не имеет в своей основе достаточного статистического обеспечения, то есть осуществление подбора необходимых статистических данных является сложной задачей. Отсутствие полных сведений об аварийных ситуациях стремительно увеличивает погрешность и неточность количественных показателей риска, рассчитанных с их использованием. Информация, имеющаяся в доступных источниках, носит поверхностный характер. Отсутствуют или противоречивы сведения не только о самих аварийных ситуациях, но и их причинах.

Логические методы анализа «дерево событий» и «дерево отказов» просты в применении, наглядны и понятны, однако показатели, используемые при построении данных логических цепочек, зачастую выбираются субъективно, так как точная информация о распределении интенсивности отказа элемента или условной вероятности того или иного события определены не для всех типовых сценариев развития аварийных ситуаций. Так, например, определены условные вероятности воспламенения в зависимости от типа истечения опасного вещества в случае разгерметизации трубопровода [5], однако для другого типа оборудования (например, емкостного) подобные сведения отсутствуют.

Метод проведения оценки риска с использованием имитационных моделей возникновения аварий в человекомашинной системе является расчетно-аналитическим методом. Использование для оценки риска данного метода основано на использовании программного обеспечения, вычислительным ядром которого является имитационная модель процесса возникновения происшествий в человекомашинных системах. То есть для конкретного рассматриваемого объекта создается его модель и анализируется ее функционирование в условиях, приближенных к эмпирическим. На основании полученных данных осуществляется оценка опасности объекта для заданных условий. Однако применение данного метода на практике является затратным и зачатую не оправдано для проведения оценки риска при разработке ДПБ, хотя и имеет наибольшую эффективность и отличается точностью результатов.

Метод экспертных оценок путем учета мнения специалистов в данной области позволяет получить качественные показатели риска, однако при разработке ДПБ этот метод является недостаточным, так как существенное влияние на результат оказывает субъективный фактор, так конкретное мнение специалиста по рассматриваемому вопросу не может быть полностью достоверным и определенным.

Таким образом, в процессе оценки риска при разработке ДПБ наиболее приемлемо применение количественного вероятностного подхода с использованием метода проведения оценки риска на основании статистических данных. Данный подход позволяет определить величину риска и посредством сравнения с критериями приемлемого риска аварии дать заключение об уровне опасности объекта, достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению аварий на декларируемом объекте.

Основу оценки риска составляет определение последствий и вероятности аварийных ситуаций, реализация которых возможна на ОПО. Таким образом, основными составляющими, на которые опирается оценка риска и непосредственно влияющими на результат, являются:

  1. последствия аварийной ситуации (зоны действия поражающих факторов аварии);
  2. частота, с которой возможна реализация аварийной ситуации (частота инициирующего события аварии).

Оценка последствий возможных аварийных ситуаций, определение зон действия поражающих факторов в настоящее время не вызывает затруднений. Многочисленные расчетные методики, программные продукты на их основе позволяют достаточно точно определить зоны действия поражающих факторов аварийной ситуации при известных наименованиях опасных веществ, их свойствах и массе, участвующей в аварийной ситуации.

Также зачастую в методике оценки зон действия поражающих факторов аварийной ситуации заложена консервативная оценка, рассматривающая воздействие поражающих факторов на персонал и/или население при наиболее неблагоприятных условиях возникновения и развития аварийной ситуации.

Таким образом, результаты расчета последствий аварийной ситуации достаточно точны. Их дальнейшая оценка позволяет получить объективную информацию о зонах поражения в случае реализации аварийной ситуации с учетом индивидуальной специфики ОПО.

Однако, определение частоты реализации инициирующего события, а в дальнейшем и вероятности возникновения самой аварийной ситуации, численное значение которой непосредственно используется при определении количественных показателей риска, вызывает затруднение и определенные сложности.

Существующие методики оценки частоты реализации аварийной ситуации опираются на достаточно сложные математические методы расчета. Их использование является трудоемким процессом. Также основным источником информации, на основании которого осуществляется аналитическое и математическое определение частоты реализации аварийной ситуации, являются статистические данные об аварийных ситуациях, которые зачастую недостаточны и неточны.

На практике величина частоты реализации авариной ситуации принимается как среднестатистическая по отрасли для данного типа ОПО, что не всегда отражает индивидуальную специфику декларируемого объекта. Такой подход не позволяет осуществить объективную оценку риска и предложить эффективные меры безопасности.

Другой важной проблемой является отсутствие показателей приемлемого риска аварии для ОПО по основным производственным отраслям. То есть получившиеся в процессе оценки риска показатели риска подлежат сравнению с неопределенными величинами, не закрепленными ни в одном нормативно-техническом документе в области промышленной безопасности. На сегодняшний день в качестве величины приемлемого риска аварии используются единственно существующие величины пожарного риска [6]. Однако, для многих существующих ОПО использование указанных значений недопустимо. Это обусловлено спецификой технологического процесса на ОПО и типом воздействия поражающего фактора в результате аварийной ситуации, например, для химически опасных производственных объектов при авариях на которых возможно токсическое поражение вследствие выброса химически опасного вещества.

Разработка ДПБ ОПО является актуальной и важной задачей в рамках осуществления государственной политики в области промышленной безопасности. Однако существующая методология оценки риска, рекомендованная к использованию непосредственно на практике, имеет ряд пробелов и недостатков, которые существенно влияют на оценку обоснованности, достаточности и эффективности предусмотренных мер безопасности на ОПО.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе осуществления оценки риска при разработке ДПБ ОПО с использованием рекомендуемых к применению методик оценки риска существуют актуальные проблемы. К наиболее критичным и важным из них относятся:

  • отсутствие необходимых и достаточных статистических данных об аварийных ситуациях на ОПО в доступных источниках информации;
  • отсутствие закреплённых законодательно показателей приемлемого риска аварии для ОПО по основным производственным отраслям.

Таким образом, по моему мнению, для разрешения указанных проблем целесообразно рассмотреть следующие мероприятия:

  1. Создание централизованной доступной базы данных со статистическими сведениями об аварийных ситуациях на ОПО, включающей подробное описание причин аварий, возможность осуществления выборки по заданным параметрам. Подобная база данных, в случае ее создания в доступном электронном виде с возможностью обновления приведенной информации, имела бы наибольшую эффективность и практическую ценность, то есть, например, в виде сайта, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Оптимальным решением этого вопроса являлось бы создание подобного ресурса на основе информационной базы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  2. Определение и закрепление на законодательном уровне показателей приемлемого риска аварии для ОПО по основным производственным отраслям.

Реализация указанных мероприятий позволит значительно повысить информационную и прикладную ценность полученных в результате оценки риска показателей, увеличить их дифференциацию при разработке ДПБ на конкретный ОПО.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов.
  2. Федеральный закон от 04 марта 2013 г. № 22-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений.
  4. РД 03-418-01 Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов.
  5. Методика определения расчетных величин пожарных рисков на производственных объектах, утвержденная приказом МЧС России № 404 от 10 июля 2009 г.
  6. ГОСТ Р 12.3.047−98 ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования.

Ракина Надежда Михайловна,
инженер-проектировщик I категории отдела промышленной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru