Особенности разработки Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов разведки и добычи углеводородов на шельфах морей
В статье рассматриваются проблемные вопросы разработки Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов разведки и добычи углеводородов на шельфах дальневосточных и арктических морей, применения действующих на сегодняшний день в Российской Федерации нормативных требований в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.Ключевые слова: План ЛРН; разлив нефти и нефтепродуктов; локализация и ликвидация разлива; континентальный шельф моря; силы и средства.
Keywords: plan OSR; oil spill and petroleum products; localization and liquidation of the spill; continental shelf sea; forces and means.
Глобальные российские запасы углеводородов находятся на континентальных шельфах арктических и дальневосточных морей. Геологоразведочные работы по освоению (поиску, разведке и добыче) месторождений нефти и газа могут оказывать негативное воздействие на морские экосистемы, в том числе экологически уязвимые морские акватории. Поэтому организация эффективных мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов жидких углеводородов является основной задачей при строительстве (бурении) скважин на шельфах морей.
Согласно требованиям российского законодательства, организации, которые осуществляют добычу, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, должны обеспечивать готовность к реагированию на возможные разливы нефти и нефтепродуктов на основе Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – План ЛРН), разработанных, согласованных и утвержденных в установленном порядке [5, 6, 8, 9].
Разработка Планов ЛРН необходима для заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (ЧС (Н), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации, для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.
Разливы жидких углеводородов, которые могут возникнуть при разведке, освоении и эксплуатации месторождений на шельфах морей в соответствии с требованиями постановления Правительства [5] классифицируются как чрезвычайные ситуации (локального, регионального и федерального значения) в зависимости от объема разлива.
Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения нефтеразлива к чрезвычайной ситуации определяется в соответствии с требованиями приказа Минприроды [9].
Основными составляющими Плана ЛРН являются:
- Прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов.
- Расчет достаточности сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации максимально возможного разлива.
Целью прогнозирования возможных разливов нефти и нефтепродуктов является определение:
- объемов и площадей разливов с учетом параметров окружающей среды;
- поведения нефтяного пятна в море под воздействием гидрологических и гидрометеорологических условий;
- границ районов возможных разливов;
- возможных последствий разливов, их влияние на окружающую природную среду и население;
- последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- достаточности сил и средств для проведения операций по локализации и ликвидации максимально возможного разлива.
Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов, а также поведения нефтяного пятна на море под действием различных факторов окружающей среды является основанием для правильного выбора и использования технических средств и технологий локализации и ликвидации нефтеразливов (далее – ЛРН), планирования состава сил и средств, необходимых для операций по ЛРН и, как следствие, проведения своевременных (оперативных) и эффективных мероприятий по локализации разлива и очистке моря от загрязнения.
Для прогнозирования поведения разлива нефти и нефтепродуктов на море и определения площадей нефтеразливов широко применяется математическое моделирование (далее – моделирование). Моделирование выполняется с помощью программного обеспечения, входящего в одобренный Международной морской организацией (IMO) «Каталог компьютерных программ и информации в Интернете, касающихся борьбы с разливами нефти IMO» (MERC 367) IMO). Используемые программные модули позволяют моделировать и воспроизводить различные процессы, происходящие с нефтью и нефтепродуктами при попадании их в морскую среду, в том числе растекание, перемещение, испарение, диспергирование, эмульсификация, изменение вязкости, горение, взаимодействие нефти и нефтепродуктов с окружающей средой и средствами борьбы с нефтеразливами.
При моделировании учитываются процессы взаимодействия нефтяного пятна с окружающей средой, к которым относятся процесс воздействия ветра и течений, а также процесс взаимодействия с берегом. В качестве исходных данных используются: дислокация источника нефтезагрязнения; объем разлива нефти (нефтепродуктов); тип нефти (нефтепродуктов); тип и описание берега; скорость и направление ветра; скорость течения; температура воды; температура воздуха; плотность воды.
Оперативность и эффективность реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов достигается правильно выбранной тактикой реагирования на нефтеразливы. Выбор тактики реагирования осуществляется с учетом значения ЧС (Н), анализа окружающей гидрометеорологической и экологической обстановки, а также с учетом имеющихся в распоряжении организации сил и средств ЛРН и их дислокации.
Наиболее проблемным вопросом при разработке Планов ЛРН является определение достаточного количества сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН.
Определение состава сил и средств, необходимых для выполнения мероприятий по ЛРН, осуществляется на основании результатов прогнозирования объемов и площадей возможных разливов нефти и нефтепродуктов, а также данных о составе сил и средств, имеющихся в распоряжении организации и их дислокации.
Требования действующей в настоящее время в Российской Федерации нормативно-правовой и нормативно-технической документации в области разработки Планов ЛРН не устанавливает четких критериев, определяющих методику и порядок расчета состава сил и средств, необходимых и достаточных для проведения операций по ЛРН. Существуют различные варианты расчета количества сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН на море, а также на побережье, учитывающие практический российский и зарубежный опыт проведения работ по ЛРН, в том числе ведомственные методики. На сегодняшний день основным документом, в котором упорядочены и систематизированы подходы различных организаций к вопросам расчета сил и средств ЛРН на море, прибрежной и береговой линии являются Методические рекомендации [10], выполненные с учетом Методических рекомендаций [11]. На основании вышеизложенного, расчеты необходимости и достаточности сил и средств, представленные в планах ЛРН являются ориентировочными.
Планирование мероприятий по ЛРН, в части касающейся определения расчетным путем состава сил и средств, необходимых для организации и проведения операций по ЛРН, производится с целью сравнения расчетных результатов с количеством имеющихся сил и средств на объекте и, как следствие, необходимостью привлечения недостающих сил и средств из числа аварийно-спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке на выполнение аварийно-спасательных работ по ЛРН (далее – АСФ (Н). Данное требование осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона [4] и постановления Правительства [5].
Исходя из нормативных требований, а также выводов о достаточности имеющихся в распоряжении организации сил и средств, основанных на результатах расчета сил и средств, необходимых для проведения операций по ЛРН, организации заключают договора с АСФ (Н), дислоцированными в регионе, с учетом имеющихся сил и средств АСФ (Н).
Из-за постоянного увеличения объемов строительства скважин на континентальных шельфах арктических и дальневосточных морей, а также из-за морального и физического износа имеющегося в регионах оборудования и технических средств ЛРН, система реагирования на нефтеразливы большинства морских бассейнов не отвечает стоящим перед ней задачам.
Как показывает опыт выполненных работ по разработке Планов ЛРН, не всегда аварийно-спасательное судно, которое должно нести (на договорной основе) постоянную аварийно-спасательную готовность к операциям по ЛРН в пределах видимости, но не далее пяти миль от места строительства скважины, способно разместить на своем борту то необходимое количество оборудования и специальных технических средств для реагирования на разливы, которое определено расчетным путем для максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
Исходя из статистических данных по разливам нефти и нефтепродуктов, практического российского и зарубежного опыта проведения операций по ЛРН, а также учебно-тренировочных мероприятий, в том числе по отработке Планов ЛРН, можно сделать вывод, что нормативные (теоретические) исходные данные [5, 6], используемые при расчетах сил и средств для проведения операций по ЛРН значительно превышают возможные фактические.
На сегодняшний день разработка, согласование и утверждение Планов ЛРН является крайне затратным и продолжительным мероприятием, при котором основная часть времени уходит на согласование Планов ЛРН с территориальными и федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном приказом МЧС России [8]. По оценке специалистов Планы ЛРН, выполненные во исполнение требований действующего на сегодняшний день российского законодательства представляют собой формализованную бюрократическую процедуру, абсолютно неэффективную в случае разлива нефти и нефтепродуктов.
18.12.2012 Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон [3], который вступает в силу с 01.07.2013, вносит изменения в Федеральные законы [1, 2] и устанавливает, что геологоразведочные работы по поиску, разведке и добыче, а также транспортировке и хранению углеводородов на континентальном шельфе допускаются только при наличии Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, который утвержден эксплуатирующей организацией при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время основными документами, которыми необходимо руководствоваться при разработке Планов ЛРН являются нормативно-правовые акты [5, 6, 8, 9].
Со вступлением в законную силу Федерального закона [3] есть опасения, что могут возникнуть трудности и разногласия по вопросам утверждения и согласования Планов ЛРН.
В связи с тем, что Россия присоединилась к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. [7], необходимо обязательное соответствие нормативно-правовой базы Российской Федерации требованиям Руководства Международной морской организации по загрязнению нефтью [12].
На основании анализа действующей на сегодняшний день в Российской Федерации нормативно-правовой базы в области разработки Планов ЛРН, а также предлагаемых к принятию проектов [13, 14, 15] можно сделать вывод о том, что нормы российского законодательства не соответствуют нормам международного законодательства, в частности требованиям Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года и Руководства Международной морской организации по загрязнению нефтью [11].
Таким образом, на основании вышеизложенного, существует необходимость:
- Приведения в соответствие к 01.07.2013 требований действующих на сегодняшний день нормативно-правовых актов [5, 6, 8] с нормами Федерального закона [3].
- Приведения в соответствие действующей на сегодняшний день нормативно-правовой базы Российской Федерации в области разработки Планов ЛРН требованиям международного законодательства, в частности принятия соответствующих документов, взамен постановлений Правительства [5, 6].
- Разработки и утверждения на федеральном уровне эффективных и наиболее точных Методик для расчета сил и средств, необходимых для проведения первоочередных мероприятий по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море, прибрежной и береговой линии, учитывающих теоретическую составляющую и практический опыт по борьбе с нефтеразливами, а также способных сделать План ЛРН практическим инструментом реагирования на нефтеразливы.
Список литературы:
- Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31.06.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
- Федеральный закон от 30.12.2012 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О континентальном шельфе Российской Федерации“ и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».
- Постановление Правительства Российской Федерации 23.07.2009 № 607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года».
- Приказ МЧС России от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
- Приказ Минприроды России от 09.03.2003 № 156 «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации».
- Методические рекомендации «Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на море и внутренних акваториях. Расчет достаточности сил и средств» (С.В. Маценко, Г.Г. Волков, Т.А. Волкова. – Новороссийск: МГА им. Адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2009 г.).
- Методические рекомендации по разработке типового плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для нефтегазовых компаний (Росэнерго, 2006 г.).
- Manual on Oil Pollution. Section II. Contingency Planning. 1995 Edition. – Published in the United Kingdom by Edward Mortimer Ltd. Helifax. – ISBN 92-801-1330-5.
- Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне (проект МЧС России).
- Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне (проект Минэнерго России – передан в МЧС России письмом заместителя министра энергетики Российской Федерации от 10.11.2010 № СК-9650/05).
- Правила планирования и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне (проект МЧС России с предложениями от 17.11.2010 рабочей группы Комиссии Совета Федерации Российской Федерации по национальной морской политике).
главный специалист отдела организационно-технического контроля ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru