Определение расчетных величин пожарного риска, как одно из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности
В статье рассмотрены вопросы определения расчетных величин пожарных рисков по методикам, утвержденным в МЧС России. Произведен анализ материалов нормативной базы Российской Федерации и программного обеспечения, применяемого при расчетах.
Ключевые слова: пожарный риск, пожарная безопасность, методика расчета, индивидуальный пожарный риск, аудит пожарной безопасности.
Keywords: fire risk, fire safety, method of calculation, individual fire risk, fire safety audit.
Рaсчеты индивидуального рискa входят в повседневную практику при проектировании новых и оценки пожароопасности существующих объектов и сейчас чрезвычайно важно заложить правильный методологический базис использования современных методов, и отойти от использования упрощенных подходов, не способных давать объективные данные для принятия верных проектных и эксплуатационных решений в области пожаробезопасности зданий.
В условиях современной действительности при рассмотрении данной темы можно выделить три основных термина – опасность, риск и безопасность. Рассмотрим подробно пожарный риск и всё, что с ним связано. Основополагающей в этой тройке является безопасность, и определение этого термина звучит следующим образом: пожарная безопасность — это состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. [1]
В соответствии с [1], существует девять форм соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности:
- аккредитация.
- независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
- федеральный государственный пожарный надзор.
- декларирование пожарной безопасности.
- исследования (испытания).
- подтверждение соответствия объектов защиты (продукции).
- приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности.
- производственный контроль.
- экспертиза.
В условиях действия [1] пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены нормативные требования. В случае, когда эти требования по каким-либо причинам не могут быть выполнены, требуется расчет пожарного риска. Определение этого термина так же дано в Федеральном законе [1] и звучит оно следующим образом: пожарный риск — это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.
В настоящее время порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется Постановлением Правительства [2], которым утверждены «Правила проведения расчетов по оценки пожарного риска». В основе расчета пожарных рисков лежит принцип сопоставления нормативной и расчетной величины пожарного риска.
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Постановлением Правительства [2] в отношении зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности была утверждена «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» Приказ МЧС России [3]. В отношении производственных объектов была утверждена «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» Приказ МЧС России [4].
В случае если положениями Федерального закона [1] (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 11 и 12 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. Таким образом, для подобных зданий определяется уровень обеспечения пожарной безопасности людей. В этом случае нужно пользоваться действующим [7].
С помощью методик доказывается, что объект защиты отвечает (не отвечает) условиям соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В связи с этим появилось на выбор два способа подтверждения соответствия.
Первый способ, традиционный – осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление тех нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний. Исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности осуществляется МЧС России и его территориальными органами на основании приказа [5].
Другая форма подтверждения соответствия – независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности производится на основании Постановления Правительства [6]. Рассмотрим поподробнее этот способ.
Обратим внимание на этапы, из которых состоит независимая оценка пожарного риска:
- анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных [1], — расчетов по оценке пожарного риска;
- подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Рассмотрим цели системы независимой экспертизы пожарной безопасности:
- повышение уровня защищенности жизни, здоровья, имущества населения, территорий, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от пожаров;
- снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате их вывода из сферы «обслуживания» Государственными надзорными органами (Государственный пожарный надзор МЧС России);
- освобождение органов Государственного пожарного надзора МЧС России от проведения контроля на малозначительных объектах;
- выполнение Федерального закона [1];
- учет результатов оценки пожарной безопасности (риска) при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта;
- обеспечение прозрачности процедур осуществления надзорных функций, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности;
- независимая оценка уровня безопасности объекта защиты в области пожарной безопасности в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными МЧС России;
- конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения работы по оценке уровня безопасности объекта защиты в области пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику. Для получения квалифицированного заключения можно пригласить инспектора Государственного пожарного надзора, а можно и независимого аудитора, который помимо проверки объекта при необходимости выдаст рекомендации, как привести объект в должное состояние и устранить нарушения требований пожарной безопасности. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации) [1]. Отличительной чертой пожарной декларации является то, что собственник объекта не только уведомляет Государственный пожарный надзор МЧС России, как уполномоченный орган, о том, что принадлежащий ему объект соответствует требованиям пожарной безопасности, но и при этом вооружает себя знаниями закона и требованиями, которые в нем прописаны. Одной из функцией декларации является подготовка самого собственника для дальнейшей эксплуатации объекта.
Ознакомившись с аудитом пожарной безопасности, рассмотрим, какие виды рисков существуют в соответствии с [1].
В зависимости от рассматриваемых последствий пожара выделяют следующие виды риска:
- индивидуальный риск – характеризует вероятность поражения отдельного человека в результате воздействия на него пожара;
- коллективный риск – ожидаемое количество погибших или пострадавших за определенный период времени;
- социальный риск – представляет собой вероятность одновременного поражения группы людей;
- материальный риск – характеризует ожидаемые социально-экономические потери от пожара;
- риск косвенных материальных потерь;
- экологический риск.
Основное внимание в [1] уделяется индивидуальному пожарному риску. Рассмотрим основные особенности.
Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях с массовым пребыванием людей, зданиях, сооружениях и строениях повышенной этажности, а также в зданиях, сооружениях и строениях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий [1].
Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены меры по обучению персонала действиям при пожаре и по социальной защите работников, компенсирующие их работу в условиях повышенного риска. Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год. Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной стомиллионной в год и (или) величины социального пожарного риска одной десятимиллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной миллионной в год и (или) социального пожарного риска до одной стотысячной в год соответственно. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите. Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год [1].
Рассмотрев ключевые особенности пожарного аудита, ознакомимся непосредственно с самим расчетом величин пожарного риска.
Расчеты рисков достаточно трудоемки, поэтому для их выполнения часто используется программное обеспечение, которое может базироваться на разных моделях динамики развития пожара – интегральная, зонная или полевая. Интегральная модель позволяет определить лишь усредненные значения интересующих термодинамических параметров и не предполагают аналитического решения задачи. В случае применения зонной модели производится усреднение параметров в пределах каждой из рассматриваемых зон. При использовании полевой модели предусматривается разделение пространств на большое количество маленьких объем, для каждого из которых производится численное решение уравнений сохранения энергии, массы, импульса.
На основе вышеуказанных моделей были разработаны ряд компьютерных программ различного назначения, которые нашли практическое применение для расчета величин пожарных рисков. Рассмотрим в статье программные продукты разработанные компанией «Строительные информационные технологии и системы» (ООО «СИТИС»).
Программа «СИТИС: Флоутек ВД 2.60» выполняет расчет времени эвакуации в соответствии с Приложением №2 «Упрощенная аналитическая модель движения людского потока», Приложением №4 «Имитационно-стохастическая модель движения людских потоков» к методике, утвержденной приказом МЧС России [3], с учетом изменений, вносимых в методику приказом МЧС России [8].
Работа с программой разделяется на этапы:
- создание топологии, содержащей помещения, коридоры, расчетные точки, двери и другие элементы;
- создание сценария эвакуации: указание количества людей в помещениях, направление потоков людей из помещений в определенные выходы;
- расчет времени эвакуации;
- создание отчета.
Программа «СИТИС: ВИМ» предназначена для расчета динамики развития опасных факторов пожара по интегральной модели согласно Приложению 6 к методике, утвержденной приказом МЧС России [3], с учетом изменений, вносимых в методику приказом МЧС России [8].
Работа с программой разделяется на этапы:
- создание топологии, содержащей помещения, коридоры, лестницы, расчетные точки, двери, проемы;
- создание сценария, содержащего помещения, коридоры, лестницы, расчетные точки, двери, проемы, источник пожара;
- расчет времени блокирования;
- создание отчета.
Программа «СИТИС: Блок» предназначена для расчета динамики развития опасных факторов пожара по двухзонной модели CFAST согласно Приложению 6 к методике, утвержденной приказом МЧС России [3], с учетом изменений, вносимых в методику приказом МЧС России [8]. Последовательность действий при работе с программой та же, как и в «СИТИС: ВИМ». Отличительной особенностью этой программы является то, что в расчете можно учитывать только до тридцати объектов (помещения, коридоры).
Программа «СИТИС: Эватек» выполняет моделирование процесса эвакуации с использованием положений [7].
Программа «СИТИС: Спринт» предназначена для расчета индивидуального пожарного риска и анализа результатов расчета эвакуации людей из зданий и времени блокирования путей эвакуации опасными факторами пожара в соответствии с «Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС России [3], с учетом изменений, вносимых в методику приказом МЧС России [8].
Работа в программах «СИТИС: Флоутек», «СИТИС: Блок», «СИТИС: ВИМ» и «СИТИС: Спринт» выполняется с одним и тем же файлом проекта. Нужно построить топологию в одной из расчетных программ ( «СИТИС: Флоутек» или «СИТИС: Блок»), сохранить проект и продолжать работать в других программах именно с этим же файлом. Не нужно для каждой программы сохранять его с новым именем.
Трудоемкий процесс создания топологии (файла проекта) можно отнести к минусам, но в то же время результатом этого труда является графическое изображение объекта защиты, наглядно демонстрирующее все помещения здания в 2D и 3D модели. Анимация процесса эвакуации и наступления критических значений ОФП, так же является удобной особенностью программ. Отрицательной особенностью является медленная работа программы при расчетах многоэтажных зданий и при большом количестве помещений.
В целом программный комплекс компании «СИТИС» успешно заменяет трудоемкий ручной процесс расчета по оценке пожарного риска, позволяет работать со зданиями любой сложности, но при наличии определенного опыта работы в данной программе.
В настоящей работе мною были рассмотрены имеющиеся подходы к анализу пожарных рисков и кратко произведен анализ методических особенностей расчета пожарного риска. Федеральный закон [1] законодательно закрепляет предельно допустимый уровень абсолютного риска, но согласно тому же закону оценка риска является обязательной лишь для объектов, где в полной мере выполнены требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами или для которых эти требования отсутствуют. Для прочих объектов, где оценка риска законодательно не требуется, все равно актуальна задача оценки возможных последствий пожара. Это что касается вероятностного метода или подхода к анализу пожарных рисков.
Федеральный закон [1] устанавливает предельное значение для индивидуального риска, тем самым нацелен на обеспечение своевременной эвакуации людей при пожаре, но при этом не затрагиваются вопросы о размерах материального ущерба, что важно при имущественном страховании от пожара. Поэтому именно в данной области востребованными оказываются индексные методы либо совместное использование вероятностных или индексных методов для анализа пожарных рисков для сложных объектов. Создание универсального метода индексной оценки пожарного риска представляется актуальным и важным в современных российских условиях.
Список литературы
- Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Приложение к приказу МЧС России от 30 июня 2009 года № 382.
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах. Приложение к приказу МЧС России от 10 июля 2009 года № 404.
- Приказ МЧС России от 28 июня 2012 года № 375 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Государственный стандарт СССР ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 14 июня 1991 г. № 875).
- Приказ МЧС России от 12 декабря 2011 г. №749 «О внесении изменений в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденную приказом МЧС России».
инженер-проектировщик II категории отдела пожарной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru