Обоснование необходимости разработки паспорта безопасности опасного объекта
Ключевые слова: опасный объект, паспорт безопасности опасного объекта (ПБ ОО), обоснование разработки ПБ ОО, ответственность за отсутствие ПБ ОО, чрезвычайная ситуация (ЧС), авария.Key words: dangerous object, Safety Data Sheet of dangerous object (SDS DO), rationale of development of SDS DO, responsibility for the lack of SDS DO, an emergency situation (ES), an accident.
Вопросы обеспечения требований промышленной безопасности опасных объектов являются актуальными и связаны, прежде всего, со спецификой их эксплуатации. Так, угроза функционирования опасных объектов обусловлена значительным количеством этих объектов, расположенных на территории Российской Федерации (более 65 тыс. отдельных гидротехнических сооружений и их комплексов, свыше 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, около 3,5 тыс. химически опасных объектов и более 4,5 тыс. ядерно- и радиационно опасных объектов) и проживанием в зонах возможного воздействия поражающих факторов аварий свыше 100 млн. жителей страны. Помимо этого, существенными причинами роста опасности возникновения аварий, способных привести к ЧС, являются высокий уровень износа основных производственных фондов, несвоевременные реконструкция производств, модернизация и замена технологического оборудования, проведение текущих и плановых ремонтов.
Требования к обеспечению защищенности персонала опасного объекта и населения, проживающего вблизи этого объекта, от промышленных аварий, в том числе аварий, способных привести к глобальным ЧС, определены [1]. Также требования данного закона направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных выше аварий.
Согласно пункту 2 статьи 14 [1], обязательному декларированию подлежат объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). При этом для тех же объектов, но в количествах, меньших, указанных в Приложении 2 [1], предусмотрена разработка документации, содержащей результаты оценки риска аварий, анализ достаточности мер, направленных на снижение риска аварий и смягчение их последствий.
Для достижения приемлемого уровня безопасности опасного объекта согласно [2] и [3] определены необходимость и обязательность разработки ПБ ОО для объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества и гидротехнических сооружений в случае возможности возникновения ЧС.
ПБ ОО является информационно-справочным документом, содержащим общие сведения об опасном объекте с учетом его особенностей, и заполняется по форме, утвержденной [3]. К ПБ ОО прилагаются ситуационный план объекта, на который наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска до 1∙10-7 год-1, и диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма). В случае, если на опасном объекте ранее не выполнялась декларация промышленной безопасности, то к ПБ ОО прилагается расчетно-пояснительная записка, в которой приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС, расчеты показателей степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, разрабатываются мероприятия по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.
Задачи, для решения которых разрабатывается ПБ ОО, определены [3]. Условно их можно разделить на группы, приведенные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Группы задач, решаемых при разработке ПБ ОО
На рисунке 2 приведен перечень опасных объектов, определенных статьей 5 [4], для которых предусматривается выполнение ПБ ОО.Рисунок 2 – Перечень опасных объектов, определенных статьей 5 [4], для которых предусматривается выполнение ПБ ОО
Следует отметить, что согласно пункту 2 [3] ПБ ОО разрабатывается в случае возможности возникновения ЧС, а в соответствии с [5] определены критерии отнесения к ЧС аварий, катастроф и стихийных бедствий.Таким образом, отнесение объекта к опасным объектам и необходимость разработки ПБ ОО осуществляются исходя из прогнозирования последствий аварий, которые могут возникнуть на объекте и определения, способны ли указанные аварии стать источниками возникновения ЧС техногенного характера.
Если на опасном объекта требуется разработка ПБ ОО, то в соответствии с Приложением к [3], разработку ПБ ОО организует руководство эксплуатирующей организации самостоятельно либо с привлечением организации, осуществляющей разработку данной документации.
Деятельность по разработке ПБ ОО не лицензируется и Российским законодательством не предусмотрено требований к специалистам по разработке ПБ ОО. Однако при выполнении ПБ ОО специалистами, неаттестованными в области промышленной безопасности, возможно ошибочное определение границ зон действия поражающих факторов на опасном объекте, что может привести к недостаточному обеспечению защищенности населения, проживающего вблизи опасного объекта, и, как следствие, к недостаточности мер по снижению риска возможных аварий на объекте. Для достижения качественных результатов при паспортизации опасных объектов целесообразно отдавать предпочтение специализированным организациям, которые имеют опыт разработки подобной документации.
В целом, при комплексном подходе к выполнению ПБ ОО, можно выделить следующие этапы:
- разработка ПБ ОО;
- проверка соответствия ПБ ОО установленным требованиям в Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта, подлежащего паспортизации) с последующим согласованием;
- устранение замечаний (при их наличии);
- утверждение ПБ ОО.
Распределение времени, затрачиваемого на выполнение ПБ ОО, может быть представлено в виде диаграммы, приведенной на рисунке 3.
Рисунок 3 – Распределение времени, затрачиваемого на выполнение ПБ ОО
За отсутствие ПБ ОО, а также за невыполнение требований к оформлению или утверждению ПБ ОО в соответствии с [6] предусмотрен административный штраф.Размеры штрафа за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Размеры штрафа за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от ЧС природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа, размеры которого приведены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Размеры административного штрафа за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от ЧС природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения
Список литературы:
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- Решение совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13.11.2003 № 4, подпункт 5а).
- Приказ МЧС России от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
- Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
инженер-проектировщик отдела промышленной и пожарной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»
info@safetycenter.ru