АтомПроектЗащита
Проектируем системы электроснабжения тома ЭН, ЭС, ЭГ, ЭМ, ЭО, ЭОМ 
Москва
Брянск
Москва
Санкт-Петербург
+7 (499) 705-07-31
с 08.30 до 18.00
Заказать звонок
Москва, Пресненская набережная, д.12,
этаж 23
Компания
  • О компании
  • История
  • Лицензии и свидетельства
  • Наши награды
  • Руководство
  • Отзывы
  • Вакансии
  • Партнёры
Виды деятельности
    • Вне состава проекта
    • ОБ ОПО
    • ЭПБ
    • ДПожБ
    • Раздел 7. Проект организации строительства
    • ПОС
    • ПОД
    • Выполнение смет на строительство
    • Раздел 9. Пожарная безопасность
    • МОПБ
    • Расчёт категорий зданий и помещений
    • Расчёт риска (РОПР)
    • Расчёт эвакуации людей (РООБЭЛ)
    • ПТП
    • АСПС и СОУЭ
    • ВПВ
    • АУПТ (газ, вода, пена, порошок)
    • Раздел 13. Спецразделы
    • ПМ ГОЧС
    • СМИС
    • ДПБ
    • ПромБ
    • МПТ
    • Проект ЗС ГО
    • Раздел 5. Инженерные сети и АСУ ТП
    • ИОС5.1
    • Электроснабжение
    • ИОС5.5 Сети Связи
    • ИОС5.5 АСУД
    • АСУ ТП
    • Раздел 8. Экологическая безопасность
    • ООС
    • Расчёт акустики
    • Расчёт Инсоляции и КЕО
    • Проект рекультивации
    • Техрегламент отходов
    • Проект СЗЗ
    • ЭЭ
    • Раздел 10. ТБЭ (+антитеррор)
    • Раздел 11. ОДИ
    • Раздел 12. Выполнение Сметной документации
    • Рабочая документация
    • Системы электроснабжения: ЭН, ЭС, ЭГ, ЭМ, ЭО, ЭОМ
    • Сети связи: СКС, ЛВС, СКУД, ВН, ТЛФ, ГГС, ОЗДС, ОС и др.
    • Пожарная безопасность: АСПС, СОУЭ, АСПТ и др.
    • Автоматизация: АСУД, АСУ ТП, АППЗ, АОВ, АСКУЭ и др.
    • Сметная документация
Проекты
  • Добыча нефти и газа (на шельфе)
  • Добыча нефти и газа (на суше)
  • Инфраструктурные объекты
  • Объекты медицины и здравоохранения
  • Объекты ОЗХ
  • Транспорт нефти и газа
  • Переработка нефти и газа
  • Промышленность
  • Энергетика
  • Авиация
  • Металлургия
  • Объекты массового пребывания людей
  • Укрытия и убежища
Пресс-центр
  • Публикации в СМИ
  • Новости
  • Статьи
Наши пособия
  • Пособия по разработке
  • Сборники замечаний экспертиз
  • Общие вопросы
Контакты
    АтомПроектЗащита
    Компания
    • О компании
    • История
    • Лицензии и свидетельства
    • Наши награды
    • Руководство
    • Отзывы
    • Вакансии
    • Партнёры
    Виды деятельности
      • Вне состава проекта
      • ОБ ОПО
      • ЭПБ
      • ДПожБ
      • Раздел 7. Проект организации строительства
      • ПОС
      • ПОД
      • Выполнение смет на строительство
      • Раздел 9. Пожарная безопасность
      • МОПБ
      • Расчёт категорий зданий и помещений
      • Расчёт риска (РОПР)
      • Расчёт эвакуации людей (РООБЭЛ)
      • ПТП
      • АСПС и СОУЭ
      • ВПВ
      • АУПТ (газ, вода, пена, порошок)
      • Раздел 13. Спецразделы
      • ПМ ГОЧС
      • СМИС
      • ДПБ
      • ПромБ
      • МПТ
      • Проект ЗС ГО
      • Раздел 5. Инженерные сети и АСУ ТП
      • ИОС5.1
      • Электроснабжение
      • ИОС5.5 Сети Связи
      • ИОС5.5 АСУД
      • АСУ ТП
      • Раздел 8. Экологическая безопасность
      • ООС
      • Расчёт акустики
      • Расчёт Инсоляции и КЕО
      • Проект рекультивации
      • Техрегламент отходов
      • Проект СЗЗ
      • ЭЭ
      • Раздел 10. ТБЭ (+антитеррор)
      • Раздел 11. ОДИ
      • Раздел 12. Выполнение Сметной документации
      • Рабочая документация
      • Системы электроснабжения: ЭН, ЭС, ЭГ, ЭМ, ЭО, ЭОМ
      • Сети связи: СКС, ЛВС, СКУД, ВН, ТЛФ, ГГС, ОЗДС, ОС и др.
      • Пожарная безопасность: АСПС, СОУЭ, АСПТ и др.
      • Автоматизация: АСУД, АСУ ТП, АППЗ, АОВ, АСКУЭ и др.
      • Сметная документация
    Проекты
    • Добыча нефти и газа (на шельфе)
    • Добыча нефти и газа (на суше)
    • Инфраструктурные объекты
    • Объекты медицины и здравоохранения
    • Объекты ОЗХ
    • Транспорт нефти и газа
    • Переработка нефти и газа
    • Промышленность
    • Энергетика
    • Авиация
    • Металлургия
    • Объекты массового пребывания людей
    • Укрытия и убежища
    Пресс-центр
    • Публикации в СМИ
    • Новости
    • Статьи
    Наши пособия
    • Пособия по разработке
    • Сборники замечаний экспертиз
    • Общие вопросы
    Контакты
      Обоснование необходимости разработки паспорта безопасности опасного объекта
      0
      • Москва
        • Назад
        • Города
        • Брянск
        • Москва
        • Санкт-Петербург
      • Компания
        • Назад
        • Компания
        • О компании
        • История
        • Лицензии и свидетельства
        • Наши награды
        • Руководство
        • Отзывы
        • Вакансии
        • Партнёры
      • Виды деятельности
        • Раздел ИОС 5.5. Сети связи
        • Раздел 6. Автоматизация
        • Раздел 8. Экология (ООС, СЗЗ)
        • Раздел 9. Пожарная безопасность
        • 13.2. СМИС
        • 13.6. Проект ЗС ГО
        • Обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОБ ОПО)
        • Мероприятия по обеспечению энергетической эффективности (МЭЭ)
        • Раздел 7. Проект организации строительства (ПОС)
        • Раздел 10. Требования по безопасной эксплуатации объекта (ТБЭ)
        • Раздел 11. Обеспечение доступа инвалидов (ОДИ)
        • 13.1. Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ПМ ГОЧС)
        • 13.3. Декларация промышленной безопасности (ДПБ)
        • 13.4. Промышленная безопасность (ПромБ)
        • 13.5. Мероприятия по противодействию террористическим актам (МПТ)
        • 13.7. Сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту (НПКР)
      • Проекты
        • Назад
        • Проекты
        • Добыча нефти и газа (на шельфе)
        • Добыча нефти и газа (на суше)
        • Инфраструктурные объекты
        • Объекты медицины и здравоохранения
        • Объекты ОЗХ
        • Транспорт нефти и газа
        • Переработка нефти и газа
        • Промышленность
        • Энергетика
        • Авиация
        • Металлургия
        • Объекты массового пребывания людей
        • Укрытия и убежища
      • Пресс-центр
        • Назад
        • Пресс-центр
        • Публикации в СМИ
        • Новости
          • Назад
          • Новости
          • Публикации в СМИ
          • Новости
          • Статьи
        • Статьи
      • Наши пособия
        • Назад
        • Наши пособия
        • Пособия по разработке
        • Сборники замечаний экспертиз
        • Общие вопросы
      • Контакты

      Обоснование необходимости разработки паспорта безопасности опасного объекта

      • Главная
      • Пресс-центр
      • Статьи
      • Обоснование необходимости разработки паспорта безопасности опасного объекта
      22 июня 2015 0:00

      Вопросы обеспечения требований промышленной безопасности опасных объектов являются актуальными и связаны, прежде всего, со спецификой их эксплуатации. Так, угроза функционирования опасных объектов обусловлена значительным количеством этих объектов, расположенных на территории Российской Федерации (более 65 тыс. отдельных гидротехнических сооружений и их комплексов, свыше 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, около 3,5 тыс. химически опасных объектов и более 4,5 тыс. ядерно- и радиационно опасных объектов) и проживанием в зонах возможного воздействия поражающих факторов аварий свыше 100 млн. жителей страны.

      Обоснование необходимости разработки паспорта безопасности опасного объекта

      Ключевые слова: опасный объект, паспорт безопасности опасного объекта (ПБ ОО), обоснование разработки ПБ ОО, ответственность за отсутствие ПБ ОО, чрезвычайная ситуация (ЧС), авария.

      Key words: dangerous object, Safety Data Sheet of dangerous object (SDS DO), rationale of development of SDS DO, responsibility for the lack of SDS DO, an emergency situation (ES), an accident.

      Вопросы обеспечения требований промышленной безопасности опасных объектов являются актуальными и связаны, прежде всего, со спецификой их эксплуатации. Так, угроза функционирования опасных объектов обусловлена значительным количеством этих объектов, расположенных на территории Российской Федерации (более 65 тыс. отдельных гидротехнических сооружений и их комплексов, свыше 8 тыс. пожаро- и взрывоопасных объектов, около 3,5 тыс. химически опасных объектов и более 4,5 тыс. ядерно- и радиационно опасных объектов) и проживанием в зонах возможного воздействия поражающих факторов аварий свыше 100 млн. жителей страны. Помимо этого, существенными причинами роста опасности возникновения аварий, способных привести к ЧС, являются высокий уровень износа основных производственных фондов, несвоевременные реконструкция производств, модернизация и замена технологического оборудования, проведение текущих и плановых ремонтов.

      Требования к обеспечению защищенности персонала опасного объекта и населения, проживающего вблизи этого объекта, от промышленных аварий, в том числе аварий, способных привести к глобальным ЧС, определены [1]. Также требования данного закона направлены на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных выше аварий.

      Согласно пункту 2 статьи 14 [1], обязательному декларированию подлежат объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ). При этом для тех же объектов, но в количествах, меньших, указанных в Приложении 2 [1], предусмотрена разработка документации, содержащей результаты оценки риска аварий, анализ достаточности мер, направленных на снижение риска аварий и смягчение их последствий.

      Для достижения приемлемого уровня безопасности опасного объекта согласно [2] и [3] определены необходимость и обязательность разработки ПБ ОО для объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества и гидротехнических сооружений в случае возможности возникновения ЧС.

      ПБ ОО является информационно-справочным документом, содержащим общие сведения об опасном объекте с учетом его особенностей, и заполняется по форме, утвержденной [3]. К ПБ ОО прилагаются ситуационный план объекта, на который наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска до 1∙10-7 год-1, и диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма). В случае, если на опасном объекте ранее не выполнялась декларация промышленной безопасности, то к ПБ ОО прилагается расчетно-пояснительная записка, в которой приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС, расчеты показателей степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, разрабатываются мероприятия по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте.

      Задачи, для решения которых разрабатывается ПБ ОО, определены [3]. Условно их можно разделить на группы, приведенные на рисунке 1.


      Рисунок 1 – Группы задач, решаемых при разработке ПБ ОО

      На рисунке 2 приведен перечень опасных объектов, определенных статьей 5 [4], для которых предусматривается выполнение ПБ ОО.


      Рисунок 2 – Перечень опасных объектов, определенных статьей 5 [4], для которых предусматривается выполнение ПБ ОО

      Следует отметить, что согласно пункту 2 [3] ПБ ОО разрабатывается в случае возможности возникновения ЧС, а в соответствии с [5] определены критерии отнесения к ЧС аварий, катастроф и стихийных бедствий.

      Таким образом, отнесение объекта к опасным объектам и необходимость разработки ПБ ОО осуществляются исходя из прогнозирования последствий аварий, которые могут возникнуть на объекте и определения, способны ли указанные аварии стать источниками возникновения ЧС техногенного характера.

      Если на опасном объекта требуется разработка ПБ ОО, то в соответствии с Приложением к [3], разработку ПБ ОО организует руководство эксплуатирующей организации самостоятельно либо с привлечением организации, осуществляющей разработку данной документации.

      Деятельность по разработке ПБ ОО не лицензируется и Российским законодательством не предусмотрено требований к специалистам по разработке ПБ ОО. Однако при выполнении ПБ ОО специалистами, неаттестованными в области промышленной безопасности, возможно ошибочное определение границ зон действия поражающих факторов на опасном объекте, что может привести к недостаточному обеспечению защищенности населения, проживающего вблизи опасного объекта, и, как следствие, к недостаточности мер по снижению риска возможных аварий на объекте. Для достижения качественных результатов при паспортизации опасных объектов целесообразно отдавать предпочтение специализированным организациям, которые имеют опыт разработки подобной документации.

      В целом, при комплексном подходе к выполнению ПБ ОО, можно выделить следующие этапы:

      • разработка ПБ ОО;
      • проверка соответствия ПБ ОО установленным требованиям в Главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта, подлежащего паспортизации) с последующим согласованием;
      • устранение замечаний (при их наличии);
      • утверждение ПБ ОО.

      Распределение времени, затрачиваемого на выполнение ПБ ОО, может быть представлено в виде диаграммы, приведенной на рисунке 3.


      Рисунок 3 – Распределение времени, затрачиваемого на выполнение ПБ ОО

      За отсутствие ПБ ОО, а также за невыполнение требований к оформлению или утверждению ПБ ОО в соответствии с [6] предусмотрен административный штраф.

      Размеры штрафа за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов представлены на рисунке 4.


      Рисунок 4 – Размеры штрафа за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

      Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от ЧС природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа, размеры которого приведены на рисунке 5.


      Рисунок 5 – Размеры административного штрафа за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от ЧС природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения

      На основании изложенного можно сделать вывод, что процедура паспортизации опасных объектов является обязательной, поскольку направлена на снижение рисков и смягчение последствий ЧС техногенного и природного характера, однако, для достижения качественных результатов к разработке ПБ ОО рекомендуется привлекать специализированные организации, имеющие опыт разработки документации в области промышленной безопасности.

      Список литературы:
      1. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
      2. Решение совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13.11.2003 № 4, подпункт 5а).
      3. Приказ МЧС России от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
      4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
      5. Приказ МЧС России от 08.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».
      6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

      Аверкина Наталия Евгеньевна,
      инженер-проектировщик отдела промышленной и пожарной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита»
      info@safetycenter.ru

      • Комментарии
      Загрузка комментариев...

      Назад к списку Следующая статья
      • Компания
      • Виды деятельности
      • Проекты
      • Пресс-центр
      • Наши пособия
      • Контакты
      • Вне состава проекта
      • ОБ ОПО
      • ЭПБ
      • ДПожБ
      • Раздел 7. Проект организации строительства
      • ПОС
      • ПОД
      • Выполнение смет на строительство
      • Раздел 9. Пожарная безопасность
      • МОПБ
      • Расчёт категорий зданий и помещений
      • Расчёт риска (РОПР)
      • Расчёт эвакуации людей (РООБЭЛ)
      • ПТП
      • АСПС и СОУЭ
      • ВПВ
      • АУПТ (газ, вода, пена, порошок)
      • Раздел 13. Спецразделы
      • ПМ ГОЧС
      • СМИС
      • ДПБ
      • ПромБ
      • МПТ
      • Проект ЗС ГО
      • Раздел 5. Инженерные сети и АСУ ТП
      • ИОС5.1
      • Электроснабжение
      • ИОС5.5 Сети Связи
      • ИОС5.5 АСУД
      • АСУ ТП
      • Раздел 8. Экологическая безопасность
      • ООС
      • Расчёт акустики
      • Расчёт Инсоляции и КЕО
      • Проект рекультивации
      • Техрегламент отходов
      • Проект СЗЗ
      • ЭЭ
      • Раздел 10. ТБЭ (+антитеррор)
      • Раздел 11. ОДИ
      • Раздел 12. Выполнение Сметной документации
      • Рабочая документация
      • Системы электроснабжения: ЭН, ЭС, ЭГ, ЭМ, ЭО, ЭОМ
      • Сети связи: СКС, ЛВС, СКУД, ВН, ТЛФ, ГГС, ОЗДС, ОС и др.
      • Пожарная безопасность: АСПС, СОУЭ, АСПТ и др.
      • Автоматизация: АСУД, АСУ ТП, АППЗ, АОВ, АСКУЭ и др.
      • Сметная документация
      АтомПроектЗащита
      © 2025 Все права защищены.
      ИНН 3257077995
      КПП 325701001
      ОГРН 1213200000441
      Наши контакты

      +7 (499) 705-07-31
      с 08.30 до 18.00
      Москва, Пресненская набережная, д.12,
      этаж 23
      msk@safetycenter.ru
      Оставайтесь на связи
      0
      Корзина
      Ваша корзина пуста
      Исправить это просто: выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину»
      В каталог